Доклад: Самостоятельная работа учащихся с учебником в процессе изучения темы "Электрические явления"
Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, определенное место занимает идея формирования самостоятельности учащихся в учебном процессе. Эта идея служит отысканию таких средств, которые привлекали бы к себе ученика, располагали бы его к совместной деятельности с учителем, активизировали его учение, а обучающая деятельность учителя, опиралась на опыт и интересы учащихся, на их устремления и запросы, значительно способствовала бы совершенствованию учебного процесса.
На сегодняшний день существует достаточно литературы, в которой затрагивается вопрос о самостоятельной работе учащихся с учебником. Этим вопросом занимались такие ученые как: Е.А. Морозова, А.В. Токарева, Г.А. Бутырский, В.И. Лырчикова, А.В. Усова.
Моя работа заключается в том, чтобы проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме, систематизировать и обобщить имеющийся материал о роли самостоятельной работы с учебником в учебном процессе и на основе данного материала разработать методическое пособие для учителя. Кроме того, автор ставит целью показать и подчеркнуть большие возможности учебной книги в совершенствовании преподавания физики.
Работа с учебником способствует развитию у школьников самостоятельности в познавательной деятельности. Это тем более важно, что для большинства ребят после окончания школы основным и главным источником знаний в процессе самообразования будет книга, и к работе с книгой ребят надо готовить со школьной скамьи, причем, готовить преимущественно в классе под руководством учителя.
В настоящее время роль учебника возрастает. Только он, в сочетании с разнообразными методами и приемами обучения, может дать систему знаний. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней.
К сожалению, реально дела обстоят так, что, обращаясь к разнообразной научно-популярной литературе, учащиеся весьма часто проявляют неумение находить в книгах наиболее существенное, сопоставлять, классифицировать и систематизировать материал. Недостаточная и неграмотная организация самостоятельной работы на уроках физики ведет к слабому развитию самостоятельности мышления у школьников.
Целью нашего исследования является разработка различных отдельных видов самостоятельной работы с учебником и рекомендаций по их использованию в процессе обучения физике при из учении темы ''электрические явления''.
Автором выдвинута следующая гипотеза: Если систематически на уроках использовать различные приемы самостоятельной работы с учебником, то заметно повышается эффективность процесса обучения.
Планируя работу школьников с учебником, важно иметь в виду следующее:
Самостоятельная работа с книгой преследует общие цели обучения, воспитания и развития: осознание теоретического материала, развитие познавательной деятельности, формирование практических умений и навыков. Она должна сочетаться с другими видами деятельности учеников: самостоятельным экспериментом, решением задач и пр.
Для развития интереса к работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы, осуществлять индивидуальный подход, доводить процесс усвоения знаний до обобщения.
Как известно, учебник состоит из текста, иллюстративного материала, вопросов и задач, инструкций к лабораторным работам, сведений справочного характера. Все эти компоненты можно использовать на любом этапе обучения (изучение нового, повторение, закрепление и т.д.).
Автор убежден, что при работе с учебником необходимо использовать различные приемы, в том числе и их комплексы, ставить разные цели. Это очень важно, так как позволяет избежать штампа.
Автор предлагает к использованию различные виды самостоятельной работы с учебником, которые он подразделил на четыре основные группы, такие как:
1) Виды самостоятельной работы с текстом учебника;
нахождение ответов в тексте учебника на поставленные учителем вопросы;
повторение формулировок законов, определений понятий, формул;
нахождение ответов на вопросы, приведенные в конце параграфа;
чтение текста учебника после обсуждения какого-либо вопроса;
чтение текста параграфа по частям для выделения главного или составления планов;
комментированное чтение текста;
нахождение в тексте того, о чем не говорил учитель;
выделение практических применений явлений и законов;
выделение сведений исторического характера;
нахождение вывода формулы, разбор этого вывода, анализ формулы;
сравнение рисунков, схем, таблиц в новом параграфе или в новом и ранее изученном;
составление вопросов и задач по тексту параграфа или его отдельным частям;
чтение текста и составление к нему тезисов.
2) Виды самостоятельной работы с иллюстративным материалом учебника:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--