Доклад: Сертификация по требованиям стандарта ISO 14001
В российской практике использования международных стандартов серии ISO 14000 произошло знаменательное событие. Получен первый в стране сертификат соответствия системы управления окружающей средой (системы экологического менеджмента) предприятия стандарту ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001-98 в официальном переводе на русский язык). Таким предприятием стало ЗАО “Вологодский подшипниковый завод” (Стандарты и качество, №6, 2000). Можно поздравить руководство и весь коллектив завода с выдающимся достижением, которое, несомненно, окажет серьезное влияние на внедрение рыночных методов экологического регулирования в практику деятельности российских производителей и поможет укрепить позиции на международных рынках не только отдельных предприятий, но и Российской Федерации в целом.
Получение Вологодским подшипниковым заводом сертификата соответствия стандарту ISO 14001 свидетельствует о начале давно ожидаемых качественных изменений в подходах к решению экологических проблем, стоящих перед нашей страной, и уже привлекает повышенное внимание к предприятию не только партнеров и потенциальных инвесторов, но и широких кругов экологической общественности в стране и за рубежом. Конкретные планы, организация деятельности в системе экологического менеджмента и реально достигнутые заводом результаты, могут и должны рассматриваться другими предприятиями в качестве наглядного примера и доступного национального опыта использования стандарта ISO 14001.
Вместе с тем, наряду с многообещающими ожиданиями существуют и серьезные опасения, касающиеся массового внедрения стандарта ISO 14001 в практику деятельности российских предприятий. В первую очередь они связаны с общим возрастающим в мире недоверием общественности к формальной сертификации. Многие ведущие международные организации выражают обеспокоенность относительно того, что ряд предприятий и компаний рассматривает сертификацию систем экологического менеджмента, например, в соответствии со стандартом ISO 14001 как результат, а не как средство достижения результата. Подобные компании, формально соответствуя положениям стандарта ISO 14001, не демонстрируют фактического улучшения результатов экологической деятельности или демонстрируют малозначительные улучшения.
Например, Международная организация стандартизации (ISO) высказывает озабоченность относительно формального соответствия некоторых компаний стандарту ISO 14001 и считает такую ситуацию недопустимой. В данный момент, технический комитет ISO (TC 207), разрабатывающий стандарты серии ISO 14000, пересматривает положения и некоторые требования стандарта ISO 14001, в отношении которых могут быть допущены случаи злоупотребления. Представители комитета отмечают, что в следующей редакции стандарта будет усилено требование открытой демонстрации реального улучшения результатов экологической деятельности, что позволит избежать недостатков формальной сертификации. Регулярное проведение экологического аудита по более жестким, чем в настоящий момент, критериям даст возможность контролировать эффективность функционирования системы экологического менеджмента.
Мировой Банк разделяет позицию ISO и считает, что предприятия должны демонстрировать действительно значительные усилия для достижения экологических целей в системе экологического менеджмента, а не только выполнять минимум формальных требований. Мировой Банк придерживается позиции, что сертификация соответствия стандарту ISO 14001 сама по себе еще не гарантирует достижения более высокого уровня экологической деятельности и отмечает, что при использовании стандарта ISO 14001 возможны случаи злоупотребления. Эту позицию разделяют также и представители деловых кругов. Так, менеджеры по охране окружающей среды, здоровью персонала и безопасности ряда крупных транснациональной корпораций считают, что факт наличия сертификата соответствия стандарту ISO 14001 не означает, что предприятие или компания имеет эффективную систему экологического менеджмента.
В связи с тем, что формальная сертификация постепенно теряет свое преувеличенное значение, различные международные инвестиционные организации, в том числе Мировой Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Европейский Инвестиционный Банк, рекомендуют предприятиям и компаниям выходить за рамки требований стандарта ISO 14001 и осуществлять инициативную открытую деятельность в области экологического менеджмента, которая позволяет достигать значительно более эффективных результатов. На международном уровне все большее число сторонников находит позиция, в соответствии с которой только открытая демонстрация деятельности в области экологического менеджмента обеспечивает несомненные выгоды и преимущества для предприятий и компаний, осуществляющих эту деятельность.
Одним из наиболее эффективных путей предупреждения массовой имитации и фальсификации создания систем экологического менеджмента в Российской Федерации является привлечение широкого общественного регулирования подобной деятельности. Развитие различных механизмов общественного участия в оценке эффективности систем экологического менеджмента позволит не только уменьшить возможности имитации существования подобных систем, но и значительно расширит для российских предприятий связанные с ними потенциальные преимущества. При этом и предприятия, работающие по стандарту ISO 14001, и общественность должны ясно представлять, что основные преимущества здесь связаны не с формальной сертификацией, а с добровольной открытой демонстрацией всем заинтересованным сторонам планов, организации и результатов деятельности в системе экологического менеджмента.
Наличие и эффективность использования систем экологического менеджмента должны, в соответствии с требованиями стандарта ISO 14001, легко подвергаться внешней оценке (аудиту), в том числе и со стороны общественности. В качестве критериев подобного аудита могут рассматриваться, например, следующие вопросы, непосредственно затрагивающие сущность деятельности предприятия в системе экологического менеджмента:
1. Какие принципиальные качественные изменения в подходах к решению экологических проблем произошли на предприятии в процессе создания и использования системы экологического менеджмента?
2. Как сформулирована экологическая политика предприятия? Какие принципы деятельности, закрепленные в стандарте ISO 14001, включены в экологическую политику?
3. Охватывает ли система экологического менеджмента все основные и вспомогательные производства, входящие в состав предприятия, или только их определенную (какую) часть?
4. Какое время было затрачено предприятием на создание работающей системы экологического менеджмента (в том числе время, затраченное только на сертификацию системы)?
5. Какие требования ISO 14001 (ГОСТ Р ИСО 14001-98) не использовались при создании системы экологического менеджмента, например, как противоречащие традиционным особенностям российского предприятия? И, наоборот, какие специфические особенности российского предприятия учитывались при создании системы экологического менеджмента в дополнение к требованиям ISO 14001?
6. Как сформулированы основные экологические цели предприятия? Установлены ли предприятием цели, связанные с предотвращением воздействия на окружающую среду и последовательным улучшением?
7. Какие внутренние требования к экологическим аспектам деятельности разработаны предприятием в процессе создания системы менеджмента?
8. Какие количественные показатели (индикаторы) используются, соответственно, для каждой из принятых экологических целей?
9. На какой срок разработана программа (программы) экологического менеджмента?
10. Какие задачи в количественном выражении были установлены по годам работы в системе экологического менеджмента для каждой из принятых экологических целей?
11. Включены ли в программу экологического менеджмента беззатратные и малозатратные мероприятия и действия и что это за мероприятия и действия?
12. Каким образом отражен в программе (программах) экологического менеджмента приоритет мероприятий и действий по предотвращению воздействия на окружающую среду перед мероприятиями и действиями “на конце трубы”?
13. Какие процедуры разработаны и документированы в процессе создания системы экологического менеджмента?
14. Какие коммуникации (обмен информацией) внутри или вне предприятия дополнительно организованы в процессе создания системы экологического менеджмента?
15. Какие механизмы мотивации персонала к инициативной деятельности в системе экологического менеджмента разработаны и используются предприятием? Оценивается ли и каким образом вовлечение всего персонала в деятельность по управлению окружающей средой?
16. Какие несоответствия поставленным целям и задачам или отклонения от установленных требований (см. п.7) были зарегистрированы в процессе реализации программы (программ) экологического менеджмента?
17. Какие предупреждающие и корректирующие действия были предприняты в процессе реализации программы (программ) экологического менеджмента? Корректировались ли сами программы в процессе их реализации?
18. Используется ли и как организован внутренний аудит системы экологического менеджмента? Какие цели и задачи он решает?
19. Какие количественные задачи и по каким причинам не были выполнены в процессе реализации программы (программ) экологического менеджмента?
20. Какие изменения (корректировки, дополнения, исключения) были внесены в документацию системы экологического менеджмента по результатам анализа достигнутых результатов деятельности (в том числе по результатам анализа с участием руководства предприятия)?
21. Демонстрирует ли предприятие внешним заинтересованным сторонам и каким образом планы и результаты деятельности в системе экологического менеджмента? Демонстрируются ли и каким образом отрицательные результаты деятельности предприятия в области экологического менеджмента?
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--