Доклад: Социальные стереотипы и предрассудки
Стереотипы - устойчивое (чрезвычайно) и ограниченное представление о социальном объекте или ситуации, которым человек незадумываясь руководствуется своим поведением.
(Майерс) - мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.
Стереотипы и прочие явления являются нормами существования социальной установки. Их особенностью является не развитый структурный компонент.
Впервые понятие “стереотип” ввел Липман.
Пример: государственные чиновники и предприниматели: у чиновников сложился стереотип, что предприниматели жулики, а у предпринимателей - что чиновники взяточники - > столкновение стереотипов.
Стереотип выделяется при изучении деловой активности населения. Бедные - это интеллектуально ограниченные, глупые и ленивые.
Представления низкообеспеченных по отношению к богатым. Богатые люди - нечестные, начальники - хозяева.
Функции стереотипа
1) адаптивная (как и другие многие феномены в социальной психологии)
Становится необходимым, чтобы защищать групповые интересы, ценности, стереотипы.
2) идеологизация (сохранить ценность, интерес)
3) идентификации (создание и сохранение положительных эмоций, мыслей, образа).
Сущность социальной потребности - принадлежать к какой-то группе.
Автостереотипы (ауто) - представление о самом себе, как представителе социальной группы и о других представителях.
Гетеростереотип - представление о другой группе и о представителях этой социальной группы.
Основные свойства стереотипа
1) Не развитый когнитивный компонент
2) Поляризованность оценки (завышение оценки идет через автостереотип, занижение - через гетеростререотип).
3) Жесткая фиксированность стереотипа, устойчивость проявляется в разных ситуациях
4) Интенсивность эмоционального проявления
5) Концентрированное выражение свойств социальных установок (четкий регулятор поведения компании).
Предрассудок - форма существования социальных установок - эмоциональные и эффективные проявления становятся интенсивными.
Причины предрассудков лежат в малоинформированности и предубежденном сознании.
Примеры: стереотипы американцев
1) в России все воруют
2) в России все мужчины пьют
Предрассудки рождаются только в личной форме.
Свойства предрассудка:
1) иррациональность, недоступность для понимания и объяснения.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--