Доклад: Стандарты информационной безопасности 2
Международные стандарты ISO/IEC 17799 (новая версия вышла под номером 27002) и 27001 посвящены вопросам управления информационной безопасностью, и так как они взаимосвязаны, рассматривать их будем в одном разделе.
В 1995 году Британским институтом стандартов (BSI) был опубликован стандарт BS 7799 Part 1 "Code of Practice for Information Security Management" (название обычно переводится как "Практические правила управления информационной безопасностью"). На его основе в 2000 году был принят уже международный стандарт ISO/IEC 17799:2000 "Information technology. Code of practice for information security management". Следующая дополненная версия была принята в 2005 году и обозначается ISO/IEC 17799:2005. А в 2007-м году данный стандарт был переиздан под номером ISO/IEC 27002. Как следует из названия, он описывает рекомендуемые меры в области управления информационной безопасностью и, в целом, не предназначался для проведения сертификации систем на его соответствие.
В 1999 году была опубликована вторая часть стандарта: BS 7799 Part 2 "Information Security Management Systems - Specification with guidance for use" (Системы управления информационной безопасностью - спецификации с руководством по использованию). На его базе был разработан стандарт ISO/IEC 27001:2005 "Information Technology. Security techniques. Information security management systems. Requirements", насоответствиекоторомуможетпроводитьсясертификация.
В России на данный момент действуют стандарты ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005 "Информационная технология. Практические правила управления информационной безопасностью" (аутентичный перевод ISO/IEC 17799:2000) и ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 "Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования" (перевод ISO/IEC 27001:2005). Несмотря на некоторые внутренние расхождения, связанные с разными версиями и особенностями перевода, наличие стандартов позволяет привести систему управления информационной безопасностью в соответствие их требованиям и, при необходимости, сертифицировать.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799:2005 "Информационная технология. Практические правила управления информационной безопасностью"
Рассмотрим теперь содержание стандарта. Во введении указывается, что "информация, поддерживающие ее процессы, информационные системы и сетевая инфраструктура являются существенными активами организации. Конфиденциальность, целостность и доступность информации могут существенно способствовать обеспечению конкурентоспособности, ликвидности, доходности, соответствия законодательству и деловой репутации организации". Таким образом, можно говорить о том, что данный стандарт рассматривает вопросы информационной безопасности, в том числе, и с точки зрения экономического эффекта.
Указываются три группы факторов, которые необходимо учитывать при формировании требований в области информационной безопасности. Это:
- оценка рисков организации. Посредством оценки рисков происходит выявление угроз активам организации, оценка уязвимости соответствующих активов и вероятности возникновения угроз, а также оценка возможных последствий;
- юридические, законодательные, регулирующие и договорные требования, которым должны удовлетворять организация, ее торговые партнеры, подрядчики и поставщики услуг;
- специфический набор принципов, целей и требований, разработанных организацией в отношении обработки информации.
После того, как определены требования, идет этап выбора и внедрения мероприятий по управлению информационной безопасностью, которые обеспечат снижение рисков до приемлемого уровня. Выбор мероприятий по управлению информационной безопасностью должен основываться на соотношении стоимости их реализации, эффекта от снижения рисков и возможных убытков в случае нарушения безопасности. Также следует принимать во внимание факторы, которые не могут быть представлены в денежном выражении, например, потерю репутации. Возможный перечень мероприятий приводится в стандарте, но отмечается, что он может быть дополнен или сформирован самостоятельно исходя из потребностей организации.
Кратко перечислим разделы стандарта и предлагаемые в них мероприятия по защите информации. Первая их группа касается политики безопасности. Требуется, чтобы она была разработана, утверждена руководством организации, издана и доведена до сведения всех сотрудников. Она должна определять порядок работы с информационными ресурсами организации, обязанности и ответственность сотрудников. Политика периодически пересматривается, чтобы соответствовать текущему состоянию системы и выявленным рискам.
Следующий раздел затрагивает организационные вопросы, связанные с обеспечением информационной безопасности. Стандарт рекомендует создавать управляющие советы (с участием высшего руководства компании) для утверждения политики безопасности, назначения ответственных лиц, распределения обязанностей и координации внедрения мероприятий по управлению информационной безопасностью в организации. Также должен быть описан процесс получения разрешений на использование в организации средств обработки информации (в т.ч. нового программного обеспечения и аппаратуры), чтобы это не привело к возникновению проблем с безопасностью. Требуется определить и порядок взаимодействия с другими организациями по вопросам информационной безопасности, проведения консультаций с "внешними" специалистами, независимой проверки (аудита) информационной безопасности.
При предоставлении доступа к информационным системам специалистам сторонних организаций, необходимо особое внимание уделить вопросам безопасности. Должна быть проведена оценка рисков, связанных с разными типами доступа (физическим или логическим, т.е. удаленным) таких специалистов к различным ресурсам организации. Необходимость предоставления доступа должна быть обоснована, а в договоры со сторонними лицами и организациями должны быть включены требования, касающиеся соблюдения политики безопасности. Аналогичным образом предлагается поступать и в случае привлечения сторонних организаций к обработке информации (аутсорсинга).
Следующий раздел стандарта посвящен вопросам классификации и управления активами. Для обеспечения информационной безопасности организации необходимо, чтобы все основные информационные активы были учтены и закреплены за ответственными владельцами. Начать предлагается с проведения инвентаризации. В качестве примера приводится следующая классификация:
- информационные активы (базы данных и файлы данных, системная документация и т.д.);
- активы программного обеспечения (прикладное программное обеспечение, системное программное обеспечение, инструментальные средства разработки и утилиты);
- физические активы (компьютерное оборудование, оборудование связи, носители информации, другое техническое оборудование, мебель, помещения);
- услуги (вычислительные услуги и услуги связи, основные коммунальные услуги).
Далее предлагается классифицировать информацию, чтобы определить ее приоритетность, необходимость и степень ее защиты. При этом, можно оценить соответствующую информацию с учетом того, насколько она критична для организации, например, с точки зрения обеспечения ее целостности и доступности. После этого предлагается разработать и внедрить процедуру маркировки при обработке информации. Для каждого уровня классификации следует определять процедуры маркировки для того, чтобы учесть следующие типы обработки информации:
- копирование;
- хранение;
- передачу по почте, факсом и электронной почтой;
- передачу голосом, включая мобильный телефон, голосовую почту, автоответчики;
- уничтожение.
Следующий раздел рассматривает вопросы безопасности, связанные с персоналом. Стандартом определяется, чтобы обязанности по соблюдению требований безопасности распределялись на стадии подбора персонала, включались в трудовые договоры и проводился их мониторинг в течение всего периода работы сотрудника. В частности, при приеме в постоянный штат, рекомендуется проводить проверку подлинности представляемых претендентом документов, полноту и точность резюме, представляемые им рекомендации. Рекомендуется, чтобы сотрудники подписывали соглашение о конфиденциальности, уведомляющее о том, какая информация является конфиденциальной или секретной. Должна быть определена дисциплинарная ответственность сотрудников, нарушивших политику и процедуры безопасности организации. Там, где необходимо, эта ответственность должна сохраняться и в течение определенного срока после увольнения с работы.
Пользователей необходимо обучать процедурам безопасности и правильному использованию средств обработки информации, чтобы минимизировать возможные риски. Кроме того, должен быть определен порядок информирования о нарушениях информационной безопасности, с которым необходимо ознакомить персонал. Аналогичная процедура должна задействоваться в случаях сбоев программного обеспечения. Подобные инциденты требуется регистрировать и проводить их анализ для выявления повторяющихся проблем.
Следующий раздел стандарта посвящен вопросам физической защиты и защиты от воздействия окружающей среды. Указывается, что "средства обработки критичной или важной служебной информации необходимо размещать в зонах безопасности, обозначенных определенным периметром безопасности, обладающим соответствующими защитными барьерами и средствами контроля проникновения. Эти зоны должны быть физически защищены от неавторизованного доступа, повреждения и воздействия". Кроме организации контроля доступа в охраняемые зоны, должны быть определены порядок проведения в них работ и, при необходимости, процедуры организации доступа посетителей. Необходимо также обеспечивать безопасность оборудования (включая и то, что используется вне организации), чтобы уменьшить риск неавторизованного доступа к данным и защитить их от потери или повреждения. К этой же группе требований относится обеспечение защиты от сбоев электропитания и защиты кабельной сети. Также должен быть определен порядок технического обслуживания оборудования, учитывающий требования безопасности, и порядок безопасной утилизации или повторного использования оборудования. Например, списываемые носители данных, содержащие важную информацию, рекомендуется физически разрушать или перезаписывать безопасным образом, а не использовать стандартные функции удаления данных.
С целью минимизации риска неавторизованного доступа или повреждения бумажных документов, носителей данных и средств обработки информации, рекомендуется внедрить политику "чистого стола" в отношении бумажных документов и сменных носителей данных, а также политику "чистого экрана" в отношении средств обработки информации. Оборудование, информацию или программное обеспечение можно выносить из помещений организации только на основании соответствующего разрешения.
Название очередного раздела стандарта - "Управление передачей данных и операционной деятельностью". В нем требуется, чтобы были установлены обязанности и процедуры, связанные с функционированием всех средств обработки информации. Например, должны контролироваться изменения конфигурации в средствах и системах обработки информации. Требуется реализовать принцип разграничения обязанностей в отношении функций управления, выполнения определенных задач и областей.
Рекомендуется провести разделение сред разработки, тестирования и промышленной эксплуатации программного обеспечения (ПО). Правила перевода ПО из статуса разрабатываемого в статус принятого к эксплуатации должны быть определены и документально оформлены.
Дополнительные риски возникают при привлечении сторонних подрядчиков для управления средствами обработки информации. Такие риски должны быть идентифицированы заранее, а соответствующие мероприятия по управлению информационной безопасностью согласованы с подрядчиком и включены в контракт.
Для обеспечения необходимых мощностей по обработке и хранению информации необходим анализ текущих требований к производительности, а также прогноз будущих. Эти прогнозы должны учитывать новые функциональные и системные требования, а также текущие и перспективные планы развития информационных технологий в организации. Требования и критерии для принятия новых систем должны быть четко определены, согласованы, документально оформлены и опробованы.
Необходимо принимать меры предотвращения и обнаружения внедрения вредоносного программного обеспечения, такого как компьютерные вирусы, сетевые "черви", "троянские кони" и логические бомбы. Отмечается, что защита от вредоносного программного обеспечения должна основываться на понимании требований безопасности, соответствующих мерах контроля доступа к системам и надлежащем управлении изменениями.
Должен быть определен порядок проведения вспомогательных операций, к которым относится резервное копирование программного обеспечения и данных1) , регистрация событий и ошибок и, где необходимо, мониторинг состояния аппаратных средств. Мероприятия по резервированию для каждой отдельной системы должны регулярно тестироваться для обеспечения уверенности в том, что они удовлетворяют требованиям планов по обеспечению непрерывности бизнеса.
Для обеспечения безопасности информации в сетях и защиты поддерживающей инфраструктуры, требуется внедрение средств контроля безопасности и защита подключенных сервисов от неавторизованного доступа.
Особое внимание уделяется вопросам безопасности носителей информации различного типа: документов, компьютерных носителей информации (лент, дисков, кассет), данных ввода/вывода и системной документации от повреждений. Рекомендуется установить порядок использования сменных носителей компьютерной информации (порядок контроля содержимого, хранения, уничтожения и т.д.). Как уже отмечалось выше, носители информации по окончании использования следует надежно и безопасно утилизировать.
С целью обеспечения защиты информации от неавторизованного раскрытия или неправильного использования необходимо определить процедуры обработки и хранения информации. Эти процедуры должны быть разработаны с учетом категорирования информации, и действовать в отношении документов, вычислительных систем, сетей, переносных компьютеров, мобильных средств связи, почты, речевой почты, речевой связи вообще, мультимедийных устройств, использования факсов и любых других важных объектов, например, бланков, чеков и счетов. Системная документация может содержать определенную важную информацию, поэтому тоже должна защищаться.
Процесс обмена информацией и программным обеспечением между организациями должен быть под контролем и соответствовать действующему законодательству. В частности, должна обеспечиваться безопасность носителей информации при пересылке, определена политика использования электронной почты и электронных офисных систем. Следует уделять внимание защите целостности информации, опубликованной электронным способом, например информации на Web-сайте. Также необходим соответствующий формализованный процесс авторизации прежде, чем такая информация будет сделана общедоступной.
Следующий раздел стандарта посвящен вопросам контроля доступа.
Требуется, чтобы правила контроля доступа и права каждого пользователя или группы пользователей однозначно определялись политикой безопасности. Пользователи и поставщики услуг должны быть оповещены о необходимости выполнения данных требований.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--