Доклад: Вопросы по естествознанию
Роль естествознания в формирования профессиональных знаний. Естествознание, экономика и проблемы управления
Знание концепций современного естествознания поможет будущим специалистам гуманитарных направлений расширить кругозор и познакомиться с конкретными естественно - научными проблемами, тесно связанными с экономическими, социальными и другими проблемами, от решения которых зависит уровень жизни каждого из нас.
На первый взгляд может показаться, что естествознание – ненужный груз для специалистов гуманитарного профиля. Зачем утруждать проблемами естественно-научных основ, например, энергетики или экологии будущих экономистов, руководителей предприятий, юристов, философов? Однако истинный экономист должен владеть не только законами экономики, но и естественно - научной сущностью объекта, для которого проводится экономический анализ. Вероятность того, что оценка какого-либо товара или рода деятельности будет тем выше, чем шире профессиональный кругозор руководителя. Итак, концепции современного естествознания необходимы в случае, если необходимо дать рекомендацию по оптимальному решению даже самого простого вопроса. Такая рекомендация включает как экономические, так и естественно – научные аспекты.
Пример: оценка экономической эффективности применения различных предлагаемых технологий изготовления какого-либо товара народного потребления.
Необходимо правильно распределить финансовые ресурсы. Понятно, что только при правильном, рациональном их распределении можно ожидать наибольшего экономического, социального и какого-либо другого эффекта.
При поверхностной , неквалифицированной оценке проблем современной науки выделяемые государством незначительные средства могут пойти на исследования ради исследований, на создание многочисленных теорий ради теорий, реальное осуществление которых сразу прекращается после появления их на свет. При таком подходе будет тормозиться не только развитие науки, но и экономики и тем самым сдерживать благосостояние народа.
Профессиональная целесообразность знаний основ естествознания касается в одинаковой мере и экономистов, и юристов, и специалистов других профилей.
Фундаментальные и прикладные проблемы естествознания.
Для ответа на этот вопрос необходимо поставить и найти ответы на другие вопросы: Что дает наука для улучшения жизни людей? Что она дает небольшой группе людей, желающих знать, как устроен окружающий нас мир? Один из существенных признаков разделения естественных наук на прикладные и фундаментальные базируются именно на этих двух смыслах: ценной в первом случае считается прикладная наука, во втором – фундаментальная.
Причем следует отметить, что фундаментальная наука – это работа на будущее, и если мы не хотим оставить себя без будущего, то фундаментальная наука должна существовать. Разумеется, все люди в целом, и особенно те, которые вкладывают деньги в науку, думают немного по-другому. Для них – основная цель все-таки машины. И функция ученых, по их мнению, «скатывается» не к тому, чтобы искать, а к тому, чтобы находить.
Как отличить прикладные исследования от фундаментальных? Ведь некоторые исследования, прикладные по существу, никуда на самом деле «не прикладываются», могут существовать в ряде фундаментальных и требовать неоправданных вложений.
Встав перед этими проблемами в 50-х годах нашего века, в США были сформулированы основные характеристики термина «фундаментальные»:
исследование, которое не соотнесено ни с каким конечным результатом
бесполезно решительно для всех
ищущее знание, которого пока нет
предпринимаемое только потому, что этого желает исследователь
не нуждающееся в ограничениях секретности
проводимое исследователем, который не в состоянии объяснить, чем он занят
новое исследование в области, не имеющей практического значения
Проблемы, которые ставятся перед учеными извне, называются прикладными. Проблемы, возникающие в самой науки, - фундаментальными.
Прикладное исследование может иметь очень большое значение и для самой науки, в то время, как фундаментальное исследование может быть пустяковым.
Большинство фундаментальных исследований никогда не найдут своего применения. Этому три причины:
зачем копать глубоко, если можно доказать или получить необходимое с помощью прикладных наук
фундаментальные исследования делаются с большим превышением потребностей во временных направлениях науки, от которых зачастую потом отказываются. Тем более в последнее время чаще стали использоваться теоретические методы исследования, в отличие от эксперимента. Причина этого в дорогом оборудовании для теоретических исследований. Так рождаются многочисленные теории ради теорий
ученые всегда стремились к неоправданному обобщательству
У общества нет выбора, и оно вынуждено идти на издержки просто потому, что отделить заранее бесполезное от полезного невозможно. Сегодня полезность должна рассматриваться не только в возможной выгоде завтра, но и в том, что они позволяют поддерживать высокий научный уровень. Кстати, низкий уровень прикладных институтов объясняется тем, что рядом с прикладниками в них нет специалистов. Занимающихся фундаментальными исследованиями.
Естествознание как основа научного мировоззрения. Особенности естествено-научной истины. Естественные науки и философия.
Цель естествознания – описать, систематизировать и объяснить совокупность явлений и процессов. Для этого необходимо устанавливать причинно-следственную связь: причина – явление – следствие. Расширение такой связи и образование многомерной структуры, охватывающей множество явлений, служит основой научной теории, характеризующейся четкой логической структурой и состоящей из набора принципов или аксиом и теорем со всеми возможными выводами. По такой схеме строится любая математическая дисциплина. Но принципиальное различие естественно-научной истины от математической заключается в том, что для естествоиспытатаеля истинность теоретического вывода доказывается только опытом, экспериментом.
После того, как теория проверена опытом, наступает следующая стадия познания действительности, в которой устанавливаются границы истинности наших знаний ил границы применимости теорий и отдельных научных утверждений. Данная стадия обусловливается объективными (динамизм окружающего мира, несовершенство техники для эксперимента) и субъективными факторами. Но объективные и субъективные факторы не позволяют утверждать, что естественно-научная истина абсолютна. Любая научная истина относительна, но содержит элементы абсолютного.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--