Доклад: Возникновение психологии как науки. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Отрасли педаго

Новосибирский Государственный педагогический университет

Заочное отделение

ДОКЛАД СООБЩЕНИЕ

по Профессиональной педагогике

Тема: Возникновение психологии как науки. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Отрасли педагогики. Педагогика в ряду других наук.

Выполнил

Арбузова С.А

Проверил

Логин А.Н.

Чулым 2010

Возникновение педагогики как науки

Изначально педагогика развивалась как педагогическая практика: родители, а затем самые уважаемые и почетные люди общества (старейшины, вожди, жрецы) готовили детей к жизни и труду. Но затем начали складываться элементарные педагогические знания, которые передавались из поколения в поколение в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти знания нашли свое отражение в поговорках, пословицах, мифах, легендах, сказках, анекдотах (например, «век живи - век учись», «повторение - мать учения», «яблоко от яблони недалеко падает» и т.п.). Так постепенно создавалась народная педагогика.

Но народная педагогика не могла объяснить разрозненные педагогические факты и явления, выработать научные способы управления процессом обучения и воспитания подрастающих поколений. Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей, появилась потребность в обобщении сложившегося опыта воспитания. Началось становление педагогики как науки.

Длительное время становление педагогической науки осуществлялось в рамках философии. Зачатки педагогических знаний были заложены в трудах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и мудрецов (Платона, Аристотеля, Демократа, Плутарха, Сенеки, Квинтилиана, Конфуция и др.)- Так, своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана «Образование оратора». Этот труд долгое время был основной книгой по педагогике, его изучали во всех риторских школах.

Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы, воспитание перестраивает человекаДемокрит

С наибольшими и наиважнейшими трудностями человеческое познание встречается именно в том разделе науки, который толкует о воспитании и обучении.

М. Монтень

В эпоху возрождения (XIV-XVI вв.) появился целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, которые в своих трудах обосновывали черты гуманистического воспитания. Например, идеалы воспитания и обучения были представлены в романе Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в трактате Э.Роттердамского «О первоначальном воспитании детей», в книгах Т.Мора «Утопия» и Т.Кампанеллы «Город солнца». Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). В своих трудах «Материнская школа», «Великая дидактика» и других Я.А.Коменский разработал возрастную периодизацию и последовательную систему школ, обосновал классно-урочную систему, дидактические принципы и правила обучения, заложил теоретические основы нравственного воспитания, изложил первые требования к учителю. Поэтому Я.А. Коменского считают основоположником педагогической науки.

Дальнейшее развитие педагогическая наука получила в трудах Д.Локка (1632-1704), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), И.Г. Песталоцци (1746-1827), И.Ф. Гербарта (1776-1841), А.В. Дистервега (1790-1886).

Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.

К.Д. Ушинский

К.Д. Ушинский (1824-1871). Он обосновал принципы антропологизма педагогики и народности в воспитании, высказал мысль о единстве педагогической теории и практики, раскрыл цели, принципы, методы обучения и воспитания. К.Д. Ушинский выступил против эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он сравнивал со знахарством в медицине. К настоящему времени педагогика сложилась как отрасль научного знания со своими объектом, предметом, функциями и задачами

Объект, предмет, функции и задачи педагогики

Педагогика - это самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет изучения. Коллектив ученых под руководством академика В.А. Сластенина считает, что «объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика (СНОСКА: Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 60.).

Образование изучают и другие науки (философия, социология, психология, экономика и т.д.). Однако эти науки не изучают закономерности целостного процесса обучения, воспитания и развития личности.

Предметом педагогики является реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях (СНОСКА: Там же. -С. 61.).

Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Она разрабатывает теорию и технологию образовательного процесса.

Таким образом, педагогика - это наука о целостном процессе образования человека, включающем в себя обучение, воспитание и развитие личности. Об этом же писал известный публицист и педагог СИ. Гессен: «Педагогика - наука. Этим она отличается от самого образования, служащего ее предметом (СНОСКА: Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-Пресс, 1995. -С. 22.). В этом смысле педагогика является одной из наук о человеке, а именно - о его образовании, становлении как личности.

Предмет обусловливает функции педагогики

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 126
Бесплатно скачать Доклад: Возникновение психологии как науки. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Отрасли педаго