Доклад: Выдающийся русский просветитель А.С. Суворин
Студентки III курса дневного отделения
Куклевой А. Ю
Научный руководитель
кандидат исторических наук Симонцева Е.Н
Иваново 2010г.
Содержание
Введение
Глава 1. Формирование личности будущего просветителя. Начало пути
Глава 2. Суворин – журналист и книгоиздатель
Глава 3. Суворин и театр
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Личность А.С. Суворина занимает видное место среди просветителей второй половины XIX века. В конце века он законно занимал свое место в так называемой «большой тройке» российских книгоиздателей – Сытин, Суворин, Маркс. Однако, в историю Суворин вошел не только как крупнейший книгоиздатель, но и как известный журналист, писатель, драматург, критик, создатель самого долговременного частного театра в Петербурге. К сожалению, после револлюции 1917 года личность деятельность Суворина оценивались с позиций, изложенных В.И. Лениным в статье-некрологе с ёмким заголовком “Карьера”.
Актуальность данной темы я вижу в том, что ее изучение будет способствовать правильной оценке места и роли А.С. Суворина в истории российской литературы, журналистики и просвещения.
Объектом исследования является просветительская деятельность А.С. Суворина.
Предметом исследования – вклад Суворина в русскую журналистику, книгоиздательское дело и театральное искусство.
Главным и наиболее информативным источником по заявленной теме является, безусловно, дневник самого А.С. Суворина. Дневник дошел до нас в неполном виде, но именно эти отрывочные записи помогают расскрыть внутренний мир автора. Если судить по изданной на сегодняшний день версии, свой дневник Суворин начал писать в 1873 году и вел его до самой смерти. Дневник информативен по своему содержанию, но как и все источники подобного типа достаточно субъективен.
Также к источникам мы относим “Маленькие письма” Суворина, которые публиковальсь в “Новом времени” с 1889 по 1908 годы. Они печатались отдельной рубрикой, иногда с большими паузами, без какой-либо обязательной периодичности, но с определенной внутренней закономерностью, образуя своего рода замкнутые циклы в зависимости от важности происходивших событий и от суъективного взгляда и желания автора – например, о Лжедмитрии, о студенческих волнениях в России, о Государственной думе, о событиях в Китае и на Дальнем Востоке.[1] “Маленькие письма” Суворина – замечательный документ эпохи, важнейший источник по истории России конца XIX начала XX века. В настоящее время они почти не изучены. Разбросанные по страницам “Нового времени” они совсем недавно, в 2005 году, были собраны воедино и опубликованы в 2-х томах.(“В ожидании века XX. Маленькие письма 1889-1903” и “Алексей Суворин. Русско-японская война и русская революция. Маленькие письма 1904-1908”). Этот факт позволяет говорить о малой степени изученности публицистической и журналистской деятельности Суворина.
Не менее важное значение имеют и воспоминания современников Суворина. Особенно часто в своей работе я обращалась к воспоминаниям журналиста, историка и публициста Б.Б. Глинского, публициста М.О. Меньшикова, драматурга и режисера Е.П. Карпова. Также свои воспоминания о Суворине оставили С.Н. Шубинский, Н.М. Ежов, В.В. Розанов, В.А. Теляковский, В.М. Грибовский, А.В. Амфитеатров и многие другие видные представители литературных, театральных и политичесих кругов.
Третья глава “Суворин и театр” построена в основном на материале воспоминаний современника Суворина Е. Карпова, поэтому я считаю необходимостью сказать несколько слов об авторе. Карпов Евтихий Павлович (1857-1926), театральный деятель и драматург, начинал сценическую деятельность как актер в 1887 году на провинциальной сцене, с 1889 года ставил спектакли в народных театрах для рабочих и крестьян. Неоднократно ставил пьесы А. Островского, А. Чехова, М. Горького. Автор пьес, шедших на столичных и провинциальных сценах ("На земной ниве", "Сила любви", "Чары любви", "Сумерки", "Илья Муромец", "Житие привольное", "Рабочая слободка", "Рай земной", "Ранняя осень"). В 1896 -1926 годах режиссер и главный режиссер Александрийского театра. Статья Е. П. Карпова «А. С. Суворин и основание театра литературно-артистического кружка. Странички из воспоминаний «Минувшее» была напечатана в журнале «Исторический Вестник» (1914, № 8, с. 449-470, № 9, с. 873-902).[2]
К статье В.И. Ленина “Карьера”, которая на долгие годы поставила на Суворине клеймо “беспардонного лакея перед власть имущими”, опубликованной в газете “Правда” № 94, 18 августа 1912 года я так же обращалась в своей работе.
Степень изученности моей темы в советский период невелика. Информацию о Суворине как о издателе “Нового времени” можно почерпнуть из исследований историка русской журналистики Бориса Ивановича Есина. В монографии “Русская дореволюционная газета” он дает оценку Суворину как журналисту : “ Он (Суворин - авт.) сам лично поработал немало над газетой, особенно в 1876 году, когда началась сербская война, выехав корреспондентом своей газеты в Константинополь”.[3]
В своей работе “Русская журналистика 70-80-х годов XIX века” Есин дает следущую характеристику общественно-политического курса “ Нового времени” - “Некоторое время Суворин вел газету в либерально-оппозиционном духе, что увеличивало число подписчиков, но затем в годы второго демократического поъема (конец 70-х годов), разбогатев, резко изменил позицию, превратив газету в реакционнейший орган, защищавший интересы консервативного дворянства и бюрократической знати... Подкупленная царским правительством, газета вела борьбу не только против революционного, но и против либерально-буржуазного движения в России”.[4]
О газете Суворина также упоминается в работе Есина “Путешествие в прошлое”. В главе “Розничная продажа газет в России” автор приводит данные об объеме розничной продажи “Нового времени” за 1877, 1880, 1890 годы.[5]
В “Истории русской журналистики. 1703-1917 годов” Б.И.Есин в главе Журналистика пореформенной эпохи дает такую характеристику суворинской газеты: “Газета не менее преуспевающего журналиста-издателя Суворина «Новое время» также в период войны 1877—1878 гг. заметно увеличила круг своих читателей. Петербургская бюрократия, офицерство, значительная часть интеллигенции стали подписчиками этой газеты. Постоянная критика военного руководства, администрации, широкая внутренняя и иностранная информация, острая постановка некоторых нравственных проблем в статьях Розанова, интересная беллетристика благодаря участию А.П. Чехова создавали несомненный успех изданию. Розничная продажа, реклама способствовали росту тиража. Суворин полностью отрицал необходимость каких бы то ни было радикальных выступлений интеллигенции, студентов или рабочих и постепенно, сохраняя внешний радикализм, становился идеологом самодержавно-бюрократического, буржуазного государства, шел параллельным курсом к правительству и помогал ему”.[6]
В работе В.М.Лобанова “Столешники дяди Гиляя”[7] в главе “Киты газетных морей”,(коими, по мнению автора, в начале XX века были В.М. Дорошевич, А.В. Амфитеатров и А.С. Суворин), приводятся характеристики издателя записанные автором со слов В.А. Гиляровского и А.П. Чехова. По словам Лобанова “В 900-е годы Суворин уже «не звучал», не имел былой остроты.., но его литературная весомость все же чувствовалась. Помнились еще его дружеские отношения с Антоном Павловичем Чеховым. Алексей Сергеевич Суворин хотя и числился «китом» газетного мира, но скорее из почтительности, по памяти, по работе прошлых лет, особенно в «Петербургских ведомостях» 70-х годов прошлого века”.[8]
В статье И. Соловьевой и В. Шитовой “А.С.Суворин: портрет на фоне газеты” делаются попытки подвергнуть личность Суворина всестороннему анализу. В статье затрагиваются вопросы биографии, журналистской и издательской деятельности Суворина, такая серьезная тема как “Чехов и Суворин”, а также “болезнь” Суворина театром. Что касается курса “Нового времени” , то авторы в таких словах отзываются о нём: “Не мундир генерала от идеи, не халат кабинетного философа, а пиджачная пара деятельного буржуа – вот тот исторический костюм, который надела сама и предлагала другим газета”.[9]
Единственная специальная историографическая работа по данной теме, которую я широко использовала это монография постсоветского периода Е.А. Динерштейна “А.С.Суворин. Человек, сделавший карьеру.” (А также его более раннюю статью “Публицист “крайних убеждений”.) Перекличка названий книги и ленинской статьи не случайна. Автор в своем исследовании делает акцент именно на карьере Суворина-книгоиздателя, мимоходом касаясь других, не менее значимых его начинаний. Так, например, о театре Суворина упоминается лишь в конце работы в самых общих словах.
Кроме вышеупомянутой историографической работы по моей теме, существует еще одно исследование карьеры Суворина-журналиста американской исследовательницы Эффи Эмблер, вышедшее в 1972 году.
К сожалению, я не имела возможности с ней ознакомиться.[10]
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--