Изложение: Декарт. “Страсти души”
Тело непосредственно связано с душой. К познанию наших страстей можно подойти только исследуя различия между телом и душой. Мысли принадлежат душе, а все тепло и движения - телу. Все движения зависят от мышц, которые расположены друг против друга, что когда одна сокращается, то другая притягивает ту част тела, с которой соединена и заставляет одновременно удлиняться противоположную ей. Все эти движения зависят от нервов - маленьких трубочек, идущих от мозга и содержащие подобно ему некий воздух - животный дух . Пока мы живы в нашем теле имеется теплота - вид огня, поддерживаемого венозной кровью - телесное начало всех наших движений. Наиболее подвижные и легкие частицы крови непрерывно поступают в полости мозга - они то и образуют животные духи. Сокращение мышц происходит благодаря тому, что в мышцу поступает большее кол-во духов. В каждой мышце имеются небольшие отверстия, через которые духи могут перейти из одной мышцы в другую. Духи могут состоять из разных в-в, отчего меняется скорость их движения. Все выше перечисленное относилось к телу. Душе же принадлежат только мысли. Они бывают двух типов: одни являются действиями души (желания), другие ее страстями (все виды встречающихся у нас восприятий и знаний). Восприятия, относимые только к душе - это такие, действие которых чувствуется как бы в душе и ближайшая причина которых неизвестна. Страсти души - восприятия или душевные движения которые относятся в особенности к ней и которые вызываются движениями духов. Душа связана со всем телом. Но в мозге имеется небольшая железа, в которой душа более, чем в прочих частях тела, осуществляет свою деятельность. Она расположена над проходом, через который духи передних ее полостей сообщаются с духами задних.
Местопребывания страстей - не в сердце. Главное действие страстей - побуждение и настойка души человека, желать того, к чему эти страсти подготавливают его тело (страх - желание бежать).
Шесть только первичных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль. Все остальные - их роды. К ним относятся: уважение и пренебрежение - они являются родами удивления, ибо когда мы не удивляемся величию или наоборот. великодушие - связано с понимание того, что человеку принадлежит право распоряжаться только своими желаниями и что хвала и порицание зависят только от того, хорошо или плохо он пользуется этим правом.
Добродетельное смирение - размышляя о своих ошибках человек понимает, что они не меньше ошибок других и поэтому нельзя ставить себя выше других. порочное смирение - человек чувствует слабость или нерешительность и не может воспользоваться в полной мере своей свободой, не может удержаться от поступков, которые он знает вызовут у него впоследствии раскаяние. благоговение - склонность уважать не только предмет почитания, но и подчиняться ему и с известным опасением пытаться снискать себе его благосклонность. ему противоположно презрение - склонность души пренебрегать свободной причиной. надежда - склонность души убеждать себя в том, что желаемое сбудется. ревность - вид страха, связанный с желанием обладать каким-либо благом. Оно основывается на силе доводов и на высокой оценке этого предмета.
Жалость - вид печали, смешанный с любовью или доброжелательностью к тем, кто переживает какие-нибудь незаслуженное горе. Он противоположно зависти, т.к. у нее другой объект. раскаяние прямо противоположно самоудовлетворению; это вид печали, происходящий от сознания того, что мы совершили какой-то дурной поступок и причина его в нас. стыд - вид печали, основанный на любви к себе и происходящий от страха перед порицанием. Она противоположна гордости, которая есть наоборот радость.
Средства против страстей Чем меньше страстей, тем меньше их можно опасаться. Все они хороши по своей природе, но мы должны только опасаться их неправильно применения или их крайностей. Среди таких средств - размышление и искусство. Единственное средство против крайностей: следует сдержаться и помнить, что все представляющееся воображению склонно обманывать душу. Когда склонность склоняет к тому, что требует немедленно выполнения, следует воздержаться от того, чтобы сейчас же принимать решение; надо думать о другом пока не укоротятся волнения. В других случаях воля должна быть направлена на то, чтобы внимать противоположным страсти доводам. Мудрость полезна тем, что она учит властвовать над своими страстями и так умело ими распоряжаться, чтобы легче переносить причиняемое ими зло и даже извлекать из этого радость.