Изложение: Великие философы о этике и этикете
Грехов Владимир
Фс-301
Содержание
1. Аристотель «Никомахова этика»
2. Августин «Исповедь»
3. Мейстер Экхарт «Духовные проповеди и рассуждения»
4. Джордано Бруно «О героическом энтузиазме»
5. Кампанелла Томазо «Город солнца»
6. Бенедикт Спиноза «Этика, доказанная в геометрическом порядке»
7. Иммануил Кант «Основы метафизики нравов»
8. Людвиг Фейербах «Эвдемонизм»
9. Фридрих Ницше. «По ту сторону добра и зла»
1. Аристотель «Никомахова этика»
Согласно Аристотелю все стремится к благу. Главным благом является благо государства, а не благо отдельного человека.
Благо не может быть всеобщим и единым. Всякое благо зависит от конкретного поступка в котором осуществляется. Высочайшее благо для человека – это счастье. Счастье – это та добродетель, которая заслуживает деятельности для её достижения сама по себе. Исходя из положения о том, что благо не является всеобщим и единым, можно указать несколько способов жизни, согласно Аристотелю:
«Видимо, не безосновательно благо и счастье представляют себе, исходя из [собственного] образа жизни. Соответственно большинство, т. е. люди весьма грубые (phortikotatoi), [разумеют под благом и счастьем] удовольствие , и потому для них желанна жизнь, полная наслаждений. Существует ведь три основных [образа жизни]: во-первых, только что упомянутый, во-вторых, государственный и, в-третьих, созерцательный»
«Люди достойные и деятельные (praktikoi) [понимают под благом и счастьем] почет , а цель государственного образа жизни почти это и есть.»
«Но лучший образ жизни - созерцательный. Речь идет о размышлении, познании истины ради нее самой , а не ради какой-либо пользы.»
Счастье – это деятельность сообразная с добродетелью.
Добродетели бывают мыслительные (дианоэтические) и нравственные. К первому виду относятся мудрость сообразительность, рассудительность. К нравственным добродетелям относятся щедрость и благоразумие.
Первые возникают благодаря обучению и нуждаются в упражнении, следствие вторых – привычка.
Аристотель дает несколько определений добродетели.
1 Добродетель – это нравственные устои, склад души, в силу которого мы хорошо или дурно владеем своими страстями.
2 Добродетель – это «золотая середина», то есть обладание между избытком и недостатком. Избыток и недостаток губительны для добродетели.
Целью этих определений является попытка показать, что добродетели зависят от человека.
Человек является источником поступков. Однако лишь мысли недостаточно для поступка, необходимо также стремление.
Особое место в этике Аристотеля занимают понятия правосудность и неправосудность.
«Мы видим, конечно, что все склонны называть правосудностью такой склад [души], при котором люди склонны к правосудным поступкам (praktikoi ton dikaion), совершают правосудные дела (dikaiopragoysi) и желают правосудного (ta dikaia). Подобным образом и о неправосудности [говорят, что это такой склад], при котором поступают неправосудно (adikoysi) и желают неправосудного (ta adika).»
Правосудие таким образом – это середина, а неправосудие – крайность.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--