Контрольная работа: Административно-правовой статус граждан
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН 4
3. ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА 6
4. ЗАДАЧА 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
ВВЕДЕНИЕ
Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий. Административное право охватывает широкий круг общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией ей функций управления в процессе деятельности органов исполнительной власти. Наиболее тесную связь административное право имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права включая административное, и занимает ведущее место. Административное право тесно связано также и с гражданским правом. Прежде всего, потому, что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях, когда стороны равноправны (например, договор поставки продукции). А нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой (например, если не оплачен проезд в трамвае) определенные связи есть у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют государственно-служебные отношения. Таким образом, анализ взаимодействия административного права с другими отраслями права позволяет установить, что его предметом есть сфера государственного управления. Другими словами административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления.
1. ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА
Под физическими лицами понимаются люди, человек биологическое существо. В юридическом смысле слова под физическими лицами понимаются граждане (к которым относятся граждане данного государства и граждане других государств), а также лица, не имеющие гражданства никакого государства. В Республике Беларусь различаются соответственно: граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти категории лиц имеют существенные особенности в своем общем правовом положении в Республике Беларусь. Каждая из данных категорий лиц состоит из значительного числа различных подкатегорий, правовое положение которых определяется, исходя из характера выполняемых ими социальных функций, служебного положения, наличия особого административно-правового статуса, специальных прав и многих других обстоятельств [9. с. 78].
Административно правовой статус человека и гражданина - это комплекс прав и обязанностей личности в административно-правовых отношениях. Такие отношения возникают у человека и гражданина при взаимодействии с другими субъектами административного права: органами государственной власти, государственными и негосударственными организациями, предприятиями, учреждениями, объединениями, должностными лицами всех этих органов и организаций, судами.
Административно-правовой статус человека и гражданина является составной частью общего правового статуса личности и урегулирован нормами конституционного и административного права. Многие права и обязанности человека и гражданина в административно-правовых отношениях производны от их конституционных прав и обязанностей и находят конкретное выражение в законных и подзаконных административно-правовых актах, в актах органов местного самоуправления. Другие права и обязанности не регламентируются конституционными нормами, но в соответствии с духом Конституции Республики Беларусь, общей конституционной концепцией положения личности в Республике Беларусь, устанавливаются иными правовыми актами.
Среди основных прав граждан Республики Беларусь, являющиеся составной частью их административно-правового статуса и имеющие существенное значение во взаимоотношениях граждан с органами государственной власти, местного самоуправления, объединениями, администрацией предприятий, учреждений, при организации системы управления государством, в первую очередь можно назвать следующие:
Право на свободу и личную неприкосновенность. Право частной собственности. Право на неприкосновенность жилища. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Право на передвижение. Право участвовать в управлении государством, в том числе - избирать и быть избранным в органы государственной власти местного самоуправления, занимать должности государственной службы. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Право на возмещение государством вреда, причинёнными незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц.
Эти и некоторые другие права граждан РБ имеют основополагающее значение при осуществлении государственного управления, во многом определяют характер административно - правовых отношений между гражданами и другими субъектами административного права. Указанные права нашли развитие и детализацию в ряде законов и подзаконных актов, регулирующих административно - правовую сферу и определяющих административно - правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления.
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
Государственное управление (ГУ) - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности, и эффективности ГУ выступает социальность - наполненность ГУ общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей [8. с. 123].
Конституционные права, свободы и обязанности граждан, связанные с регулирующим воздействием других отраслей права, для своей реализации нуждаются обычно в административно-правовом механизме, участии органов исполнительной власти, всей системы органов государственного управления.
Именно поэтому еще совсем недавно реализация прав и свобод гражданина целико зависела от административного усмотрения огромной армии чиновников государственного аппарата. Человек «терялся» перед стеной ведомственных актов, жестко регулировавших его поведение в разных сферах - хозяйственной, социальной, военной, коммунальной, жилищной и др.
В Конституции, законах и других актах предусмотрен целый ряд гарантий, т.е. специальных экономических, политических, организационных и юридических (в том числе административно-правовых) мер, направленных на реализацию и охрану прав и свобод граждан от каких-либо нарушений. Эти гарантии могут быть судебными и внесудебными.
Судебная защита прав и свобод гражданина может осуществляться в соответствии с внутригосударственным законодательством, а также международными договорами Республики Беларусь.
Конституция особо подчеркивает роль судов в защите прав и свобод граждан. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Республики Беларусь обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой зашиты. В современном законодательстве Республики Беларусь заметна тенденция к расширению возможностей судебной защиты прав и свобод граждан, а также совершенствованию процессуального законодательства в этой области. Суды во все возрастающем объеме рассматривают дела, вытекающие из административно-правовых отношений или касающиеся административно-правовых споров. Особо велика роль Конституционного Суда Республики Беларусь разрешающего дела о конституционности правовых актов, в том числе непосредственно связанных с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.
В современных условиях административно-правовой статус гражданина в сфере государственного управления существенно меняется. Во-первых, права и свободы человека признаны Конституцией Республики Беларусь высшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства.
Во-вторых, Конституция Республики Беларусь устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, в том числе и в сфере государственного управления.
В-третьих, административно-правовой статус граждан в сфере государственного управления все в большей мере регулируется на уровне законов, правительственных актов. Например, если ранее подавляющая часть прав и обязанностей граждан в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности регулировалась закрытыми ведомственными нормативными актами, то теперь они регламентированы Законом РБ «О милиции».
В-четвертых, административно-правовой статус граждан становится по своему содержанию значительно полнее, богаче, разностороннее, расширяется диапазон его регулирования во многих сферах экономической, политической, социальной жизни.
В-пятых, значительно повышается роль суда в защите прав граждан в сфере государственного управления.
Конкретизируя, дополняя, детализируя нормы конституционного права, а также других отраслей права, например налогового, таможенного, бюджетного, экологического права в сфере государственного управления, нормы административного права определяют многие дополнительные права и обязанности граждан и, что особенно важно, механизмы их реализации и защиты от нарушений. Административное право регламентирует права и обязанности граждан не только в сфере публичной управленческой деятельности, но и управляемой деятельности. Пример тому - правила пожарной безопасности, поведения в общественных местах, торговли, охоты и рыбной ловли, правила, регулирующие преподавание в учебных заведениях, санитарные правила и т.д. Органы управления контролируют соблюдение этих правил и применяют меры государственного принуждения за их нарушение. Поэтому административное право определяет, какие деяния (действие или бездействие) являются административными правонарушениями, устанавливает виды и меры административной ответственности за их совершение, порядок производства по делам о таких правонарушениях.
Права и обязанности граждан в сфере государственного управления можно объединить в четыре блока.
Первый - охватывает права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также посредством равного доступа к государственной службе. При этом понятие участие в управлении делами государства является чрезвычайно широким и, по существу, охватывает все сферы жизни страны. Вместе с тем особенность данной группы прав и обязанностей граждан в государственном управлении состоит в том, что их реализация требует, прежде всего, активного волеизъявления самих граждан как субъектов административного права.
Второй блок прав и обязанностей граждан отличается тем, что для их реализации необходима активная деятельность и как минимум – содействие исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления. В самом деле, без поддержки, помощи и соответствующей реакции органов государственного управления граждане не в состоянии реализовать свое право на проведение собраний, митингов, демонстраций и других публичных мероприятий, право на объединение для защиты своих интересов, право на обращение лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц и т.д.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--