Контрольная работа: Аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности
Содержание
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Список использованных источников
Задание 1
1. Понятие и цель аудита (аудиторской деятельности)
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» «Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц)».
В п. 3 ст. 1 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» указано, что «целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Для целей настоящего Федерального закона под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения».
В п. 2 стандарта № 1 Федеральных правил аудита целью аудита также, как и в законе считается «выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации». Но далее уточняется, что «аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях».
Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица».
По сути, аудит выполняет важную социальную функцию - способствует функционированию нормальных экономических отношений
2. История развития аудита в России
Первая попытка внедрения аудита в России относится к концу XIX-началу ХХ веков. В стране происходил феноменальный экономический рост, возникало множество акционерных обществ, наблюдался огромный приток иностранных инвестиций. Все это вызвало спрос на аудит и услуги присяжных бухгалтеров. Замечательный русский бухгалтер Ф.В. Езерский (1836-1916 гг.) выдвинул идею образования общества «сведших и благонадежных лиц». В 1891 г. такое общество, как корпорация присяжных счетоводов, сформировалось, но только через три года – 30 декабря 1894 г. – организаторы Института присяжных бухгалтеров добились принятия условных материалов в Министерстве финансов, в котором это дело и «заглохло».
18 декабря 1984 на торжественном заседании Общества для распространения коммерческих знаний в день чевствования памяти «первоучителя двойного счетоводства» Луки Пачоли почетным членом Общества И. Д. Гопфенгаузеном (1832-1910 гг.) был сделан доклад об отсутствии аудита и ненормальном положении бухгалтеров в России, после которого он обратился к Обществу с предложением ходатайствовать перед Правительством об учреждении Института бухгалтеров и присяжных счетоводов, даже не упомянув, что такой институт уже существует более трех лет. К инициативе Гопфенгаузена в отличие от инициатив Езерского власти прислушались сочувственно, и во второй половине декабря 1896 г. в Совет Общества поступило от министра финансов предложение об образовании комиссии под председательством члена Совета П.П. Цитовича для разработки окончательного проекта положения об Институте. Но этот проект провалился из-за отрицательного влияния консервативной прессы, которая утверждала, что заниматься созданием подобных институтов – значит нерационально тратить народные средства.
Вторая попытка относится к периоду, когда после социальных потрясений в 1905 г. в стране возник конституционный строй. Экономика и коммерческое образование были вновь на подъеме. Бухгалтеры попытались в своей среде сами решить проблемы профессии и сформировать аудит. Главным действующим лицом стал Ф. И. Бельмар (1873-1945 гг.). Именно он вновь решительно заговорил об Институте. Существовавшее в то время законодательство наделяло бухгалтера целым рядом обязанностей, не представляя ему прав. Множество судебных процессов показало их бесправное положение. В 1909 г. Всероссийским съездом бухгалтеров был одобрен доклад Бельмара и изданы труды съезда, но многим участникам съезда показалось, что его роль слишком выпячивается, а труды других бухгалтеров должного отражения не получили. Начались взаимные обвинения, что парализовало дело создания российского аудита в самом начале.
Третья попытка была предпринята в 1924 г. В экономике возрождались рыночные отношения и с ними – идеи 1894 и 1909 гг. В 1924 г. был создан Институт государственных бухгалтеров-экспертов (ИГБЭ) при НКРКИ СССР. Его задачи определялись как содействие правильной постановке в стране счетоводства, а также дача заключения по всякого рода вопросам счетоводства и отчетности по требованию государственных органов. Деятельность Института носила замкнутый характер, поскольку весь накопленный в процессе работы материал представлялся в виде заключений и докладов в центральные бюро ИГБЭ, а затем скапливался в хранилищах. Соответственно, все обнаруженные недочеты и достижения в области постановки счетоводства и отчетности не публиковались.
Современный аудит как вид предпринимательской деятельности появился в 1987 г. в связи с возникновением совместных предприятий и требованиями международных правил. Период с 1987 г. по 1993 г. считается первым этапом развития и становления аудита в Российской Федерации. Он характеризовался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций (первыми аудиторскими организациями в России стали представительства и дочерние предприятия акционерного общества «Инаудит» (по другим источникам – «Интераудит»), основанного осенью 1987 г.), с другой – стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990-1993 гг.)
Второй этап (декабрь 1993 г. до принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» - август 2001 г.) – период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263. Распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 54-рп «Об организации работы Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации» было утверждено Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ, действующей до сих пор. Одним из направлений деятельности Комиссии является разработка на основе законодательства Российской Федерации проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность. На сегодняшний день Комиссией одобрено 37 стандартов (правил) аудиторской деятельности, которые рекомендуются к использованию в работе аудиторов и аудиторских фирм. Первые стандарты были одобрены в 1996 г. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 482 был утвержден Порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Порядок выдачи лицензий на осуществление аудита страховщиков, аудита бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и общий аудит в первое время регламентировался Положением о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1999 г. № 472.
Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. знаменует новый (третий) этап аудиторской деятельности в России. Значение Закона состоит, прежде всего, в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 N 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ» утратило силу Постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации", за исключением пункта 4 Постановления и пункта 20 Порядка проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, утвержденного указанным Постановлением; б) Постановление Правительства РФ от 5 января 1995 г. N 15 "О сроках проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации".
Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля.
Задание 2
1. Что понимают под достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица?
В п. 3 ст. 1 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» указано, «…под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения». В п. 3 стандарта № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» к этому определению добавлено, что «для оценки степени соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности законодательству Российской Федерации аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения в целях проводимого аудита существенности показателей бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Существенность в аудите"».
2. В чем состоит искажение бухгалтерской отчетности?
Согласно стандарту № 13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита» «при планировании, выполнении и оценке результатов аудиторских процедур, а также при подготовке аудиторского заключения аудитор должен рассмотреть риск существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, возникающих в результате недобросовестных действий или ошибок».
При их обнаружении согласно стандарту № 4 «Существенность в аудите» должны приниматься во внимание как значение (количество), так и характер (качество) искажений. Примерами качественных искажений являются: недостаточное или неадекватное описание учетной политики, когда существует вероятность того, что пользователь финансовой (бухгалтерской) отчетности будет введен в заблуждение таким описанием; отсутствие раскрытия информации о нарушении нормативных требований в случае, когда существует вероятность того, что последующее применение санкций сможет оказать значительное влияние на результаты деятельности аудируемого лица.
Аудитору необходимо рассмотреть возможность искажений в отношении сравнительно небольших величин, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность. Например, ошибка в процедуре, проводимой в конце месяца, может указывать на возможное существенное искажение, которое возникнет в том случае, если такая ошибка будет повторяться каждый месяц.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--