Контрольная работа: Барьеры общения
Введение
1 Общение как восприятие людьми друг друга
2 Барьеры как факторы, мешающие общению
3 Возможные пути преодоления барьеров общения
Заключение
Список литературы
Введение
Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром. Однако прежде необходимо сказать несколько слов о проблеме общения в целом. Решение этой проблемы является весьма специфичным в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной социальной науке не только потому, что не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», но и потому, что содержание его может быть рассмотрено лишь в понятийном словаре особой психологической теории, а именно теории деятельности. Конечно, в структуре общения, которая будет рассмотрена ниже, могут быть выделены такие его стороны, которые описаны или исследованы в других системах социально-психологического знания.
На своем начальном (низшем) уровне взаимодействие представляет собой простейшие первичные контакты людей, когда между ними имеет место лишь первичное и очень упрощенное взаимное или одностороннее «физическое» влияние друг на друга с целью обмена информацией и общения. Такое взаимодействие в силу конкретных причин может и не достигать своей цели, а потому и не получать всестороннего развития, что неблагоприятно скажется на качестве делового общения.
Главное, от чего зависит успех первичных контактов, заключается в принятии или непринятии друг друга партнерами по взаимодействию. При этом они не составляют простой суммы индивидов, а являются некоторым совершенно новым и специфическим образованием связей и отношений, которое регулируется реальным или воображаемым (представляемым) различием—сходством, подобием — контрастом людей, включенных в совместную деятельность (общение).
Цель данной работы – рассмотреть барьеры общения и пути их преодоления.
1 Общение как восприятие людьми друг друга
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимания. Так, например, для того чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен общаться с ними.
Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
В едином процессе общения обычно выделяют три стороны:
- коммуникативную (передачу информации);
- интерактивную (взаимодействие);
- перцептивную (взаимовосприятие).
Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей[1] .
Можно выделить восемь функций (целей) общения:
1) контактная, цель, которой - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;
2) информационный обмен сообщениями, т. е. прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д.;
3) побудительная стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;
4) координационная - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
5) понимание - не только адекватное восприятие смысла сообщения, но понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т. д.);
6) эмотивное возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
7) установление отношений - осознание и форсирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;
8) оказание влияния - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т. д.
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С.Л.Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных[2] . Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.
Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения[3] .
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--