Контрольная работа: Бюджет развития
Выполнила:
Студентка 4-1ЭФ гр.
Мальцева Я.В.
Проверила:
Якушева А.М.
Нижний Новгород
Реальным финансовым инструментом активизации инвестиционной деятельности в стране служит образованный в 1997 г. Бюджет развития. С его помощью государство стимулирует привлечение в дополнение к средствам федерального бюджета денежных ресурсов частных инвесторов и инвестиционных институтов на реализацию проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики. Удельный вес Бюджета развития в общем объеме инвестиционных ресурсов страны невелик. На ближайшую перспективу сохранится тенденция, при которой собственные и привлеченные средства юридических лиц и граждан обеспечат 3/4 общего объема финансирования инвестиций, а бюджетные ассигнования только — 1/4.
Таблица 1. Структура источников финансирования капитальных вложений в Российской Федерации, %
Наименование источников | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
В том числе: | ||||
1. Бюджет развития | 6,1 | 6,8 | 7,6 | 8,2 |
2. Капитальные вложения, финансируемые за счет федерального бюджета без учета средств, аккумулируемых в Бюджете развития | 8,7 | 8,6 | 8,2 | 7,5 |
3. Капитальные вложения за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов | 8,9 | 9,3 | 9,6 | 9,8 |
4. Собственные и привлеченные средства предприятий и населения | 76,3 | 75,3 | 74,6 | 74,5 |
Всего источников средств | 100 | 100 | 100 | 100 |
Экономист. 2000. № 2. С. 4.
Рис. 1. Источники финансирования капитальных вложений в РФ, %
Источниками формирования средств Бюджета развития являются:
• внутренние и внешние заимствования РФ на инвестиционные цели;
• доходы федерального бюджета от использования и приватизации объектов федеральной собственности;
•доходы от ранее произведенных бюджетных инвестиционных ассигнований;
• отчисления от размещения государственных ценных бумаг;
• 50% сумм превышения фактических доходов от внешнеэкономической деятельности над утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
• другие источники.
Средства Бюджета развития используются на:
• финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, на условиях возвратности, срочности и платности (в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» и постановлением Правительства РФ «О предоставлении бюджетных ссуд для реализации высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт» от 15 мая 1999 г.);
• исполнение обязательств по гарантиям, предоставленным инвесторам Правительством РФ.
Расходование средств бюджета развития осуществляется на конкурсной, возвратной, платной и целевой основах.
Бюджетом развития управляет Правительство РФ.
Предоставление инвесторам денежных средств и государственных гарантий осуществляется при:
• более высоком относительно других проектов уровне отдачи на каждый рубль предоставленных государственных средств;
• наличии у заемщика собственных денежных средств не менее 20% полного объема финансирования инвестиционного проекта;
• диверсификации риска государства с частным капиталом (если в финансировании участвуют частные соинвесторы).
Выделение денежных средств осуществляется путем кредитования и посредством прямых инвестиций. Кредитование осуществляется исключительно путем оплаты счетов за товары и услуги поэтапно по графикам, составляемым индивидуально для каждого инвестиционного проекта. Возмещение средств обеспечивается возвратом кредитов и уплатой процентов по нему.
На 1999 г. был утвержден Бюджет развития в сумме 20775 млн. руб., на 2000 г. - 26884,8 млн. руб. Источниками его формирования являлись:
Таблица 2. Структура источников формирования Бюджета развития
Российской Федерации на 2000 г.
Наименование источников | Млн. руб. | % |
Связанные инвестиционные иностранные кредиты, получаемые под гарантии Правительства Российской Федерации | 22960,0 | 85,4 |
Налоговые доходы федерального бюджета (за исключением земельного налога) | 3924,8 | 14,6 |
Всего | 26 884,8 | 100 |
Рис. 2. Источники формирования Бюджета развития на 2000г.
Отчисления в Бюджет развития Российской Федерации на 2000 год налоговых доходов федерального бюджета (за исключением земельного налога) производятся в размере 0,6 процента суммы фактически полученных налоговых доходов за предыдущий месяц и зачисляются в доходы федерального бюджета с последующим направлением на финансирование расходов Бюджета развития Российской Федерации.
Средства Бюджета развития РФ на 2000 год в объеме 26 884,8 млн. рублей направлены на следующие цели:
Таблица 3. Структура основных направлений использования средств Бюджета развития Российской Федерации в 2000 г.
Направления | Млн. руб. | % |
Финансирование экспортно ориентированных и импортозамещающих инвестиционных проектов и др. инвестиционных проектов российских организаций | 22 960,0 | 85,4 |
Финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов (включая средства в объеме 10 % на инновационные проекты) | 2 357,8 | 8,8 |
Реализация инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности | 917,0 | 3,4 |
Формирование резервного фонда Бюджета развития РФ под ранее предоставленные государственные гарантии | 650,0 | 2,4 |
Рис. 3. Направления использования средств Бюджета развития в 2000 г.
Рис. 4. Соотношение совокупного объема расходов федерального бюджета и Бюджета развития за период 1999-2000 гг., млн. руб.
рис. 5. Уравнение регрессии
Коэффициент корреляции = 1.
Таблица 4. Состав и структура расходов федерального бюджета в динамике за 1999 - 2001 гг.
Наименование показателей | 1999 | 2000 | 2001 | |||
млн. руб. | в % к итогу | млн. руб. | в % к итогу | млн. руб. | в % к итогу | |
Всего | 575046 | 100 | 855073,0 | 100 | 1193482,9 | 100 |
Государственное управление и местное самоуправление | 13747 | 2,4 | 25892,2 | 3 | 40699,9 | 3,4 |
Судебная власть | 48483 | 0,85 | 8122,7 | 0,9 | 11333,9 | 0,9 |
Международная деятельность | 36594 | 6,36 | 56119,1 | 6,5 | 22182,9 | 1,8 |
Национальная оборона | 93702 | 16,30 | 140852,1 | 16,5 | 214687,7 | 17,9 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства | 51324 | 8,93 | 79801,7 | 9,3 | 131620,8 | 11 |
Военная реформа | 4236,6 | 0,3 | ||||
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу | 11635 | 2,02 | 15926,7 | 1,9 | 22094,0 | 1,8 |
Промышленность, энергетика и строительство | 14583 | 2,53 | 20071,4 | 2,3 | 44662,3 | 3,7 |
Сельское хозяйство и рыболовство | 9284 | 1,61 | 11505,0 | 1,3 | 20800,7 | 1,7 |
Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия | 2904 | 0,50 | 3738,2 | 0,4 | 4773,7 | 0,4 |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика | 902 | 0,16 | 1639,4 | 0,2 | 30601,7 | 2,6 |
Развитие рыночной инфраструктуры | 90,0 | 0,07 | ||||
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий | 7345 | 1,28 | 9027,1 | 1,0 | 6333,6 | 0,5 |
Образование | 20866 | 3,63 | 32099,2 | 3,7 | 48803,2 | 4,0 |
Культура, искусство и кинематография | 3062 | 0,54 | 4678,9 | 0,5 | 6384,7 | 0,5 |
Средства массовой информации | 2087 | 0,36 | 5724,9 | 0,7 | 6230,7 | 0,5 |
Здравоохранение и физическая культура | 10239 | 1,78 | 15993,3 | 1,9 | 22206,6 | 1,9 |
Социальная политика | 41871 | 7,28 | 62996,7 | 7,3 | 107781,0 | 9,0 |
Обслуживание государственного долга | 166844 | 29,01 | 220069,2 | 25,7 | 239793,9 | 20,1 |
Пополнение государственных запасов и резервов | 97 | 0,01 | 167,9 | 0,02 | 433,7 | 0,04 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней | 43444 | 7,55 | 69148,6 | 8,1 | 18662,7 | 15,6 |
Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров | 1736 | 0,30 | 2070,0 | 0,2 | 6036,4 | 0,5 |
Мобилизационная подготовка экономики | 450 | 0,08 | 500,0 | 0,05 | 500,0 | 0,04 |
Исследование и освоение космического пространства | 2976 | 0,52 | 3429,7 | 0,4 | 4590,9 | 0,4 |
Прочие расходы | -9532 | -1,66 | 4913,5 | 0,6 | 3917,6 | 0,3 |
Целевые бюджетные фонды | 44038 | 7,66 | 60585,4 | 7,1 | 13893,9 | 1,2 |
Собрание законодательства РФ -1999. № 9. Ведомости Федерального Собрания -
2000. - № 2; - 2001. - № 2.
Общие расходы бюджета в первом полугодии 2002 г. составили 17,2% ВВП, что несколько выше (на 2,8% процентных пункта), чем в соответствующий период 2001 г. Сокращение платежей по обслуживанию долга означает, что доля непроцентных расходов бюджета увеличилась больше, чем общая величина расходов в первом полугодии 2002 г. Непроцентные расходы в первом полугодии 2002 г. составили 14,8% ВВП, что на 3,6% процентных пункта выше, чем годом ранее. Значительно выросли расходы по социальным статьям (на 3,0% процентных пункта ВВП), также увеличились расходы на реальную экономику (на 0,1% процентных пункта ВВП).
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--