Контрольная работа: Действия над числами в различных системах счисления
В заданиях 3-5 проверять правильность вычисления переводом исходных данных и результатов в двоичную систему счисления. В задании 1д получить пять знаков после запятой в двоичном представлении.
Таблица 1. Наиболее важные системы счисления.
Двоичная (Основание 2) | Восьмеричная (Основание 8) | Десятичная (Основание 10) | Шестнадцатиричная (Основание 16) | ||
триады | тетрады | ||||
0 1 | 0 1 2 3 4 5 6 7 | 000 001 010 011 100 101 110 111 | 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 | 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 A B C D E F | 0000 0001 0010 0011 0100 0101 0110 0111 1000 1001 1010 1011 1100 1101 1110 1111 |
Перевод целых десятичных чисел в недесятичную систему счисления осуществляется последовательным делением десятичного числа на основание той системы, в которую оно переводится, до тех пор, пока не получится частное меньшее этого основания. Число в новой системе записывается в виде остатков деления, начиная с последнего.
Пример.
а) Перевести 18110 "8" с.с.
Результат: 18110 = 2658
б) Перевести 62210 "16" с.с.
Результат: 62210 = 26E16
Для преобразования в десятичную используют следующую таблицу степеней основания
Преобразование дробных десятичных чисел:
· Вначале переводится целая часть десятичной дроби;
· Затем дробная часть десятичной дроби умножается на основание системы счисления;
· В полученном произведении выделяется целая часть, которая принимается в качестве значения первого после запятой разряда числа в системе счисления;
· Алгоритм завершается, если дробная часть полученного произведения равна нулю или если достигнута требуемая точность вычислений. В противном случае вычисления продолжаются с предыдущего шага.
Правила выполнения арифметических действий над двоичными числами задаются таблицами двоичных сложения, вычитания и умножения.
Таблица двоичного сложения | Таблица двоичного вычитания | Таблица двоичного умножения |
0+0=0 0+1=1 1+0=1 1+1=10 | 0-0=0 1-0=1 1-1=0 10-1=1 | 00=0 01=0 10=0 11=1 |
Сложение в восьмеричной системе
Сложение в шестнадцатиричной системе
Умножение в восьмеричной системе
Умножение в шестнадцатеричной системе
1. Перевести данное число из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления
а)945(10) = 1110110001(2) =1661(8) =3B1(16)
945 | 2 | |||||||||||||||||
944 | 472 | 2 | ||||||||||||||||
1 | 472 | 236 | 2 | |||||||||||||||
0 | 236 | 118 | 2 | |||||||||||||||
0 | 118 | 59 | 2 | |||||||||||||||
0 | 58 | 29 | 2 | |||||||||||||||
| 1 | 28 | 14 | 2 | ||||||||||||||
1 | 14 | 7 | 2 | |||||||||||||||
0 | 6 | 3 | 2 | |||||||||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | |||||||||||||||
1 | 0 | 0 | ||||||||||||||||
1 | 0 | |||||||||||||||||
512 | 256 | 128 | 64 | 32 | 16 | 8 | 4 | 2 | 1 | |||||||||
1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | |||||||||
512 | 256 | 128 | 32 | 16 | 1 | 945 |
945,000 | 8,000 | ||
944,000 | 118,000 | 8,000 | |
1,000 | 112,000 | 14,000 | 8,000 |
6,000 | 8,000 | 1,000 | |
6,000 | 1,000 |
4096 | 512 | 64 | 8 | 1 |
1,000 | 6,000 | 6,000 | 1,000 | |
945 | 512 | 384 | 48 | 1 |
945,000 | 16,000 | |
944,000 | 59,000 | 16,000 |
1,000 | 48,000 | 3,000 |
11,000 | ||
B | ||
3,000 | 11,000 | 1,000 |
4096 | 256 | 16 | 1 |
3 | 11 | 1 | |
945 | 768 | 176 | 1 |
б)85 (10) = 1010101(2) =125(8 )= 55(16)
85 | 2 | ||
84 | 42 | 2 | |
1 | 42 | 21 | 2 |
0 | 20 | 10 | 2 |
1 | 10 | 5 | 2 |
0 | 4 | 2 | 2 |
1 | 2 | 1 | 2 |
0 | 0 | 0 | |
1 | 0 |
512 | 256 | 128 | 64 | 32 | 16 | 8 | 4 | 2 | 1 |
1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | |||
64 | 16 | 4 | 1 | 85 |
85,000 | 8,000 | ||||||
80,000 | 10,000 | 8,000 | |||||
5,000 | 8,000 | 1,000 | |||||
2,000 | |||||||
4096 | 512 | 64 | 8 | 1 | |||
1,000 | 2,000 | 5,000 | |||||
85 | 0 | 64 | 16 | 5 |
85,000 | 16,000 |
80,000 | 5,000 |
5,000 |
4096 | 256 | 16 | 1 |
5 | 5 | ||
85 | 0 | 80 | 5 |
в)444,125 (10) = 110111100,001(2) =674.1(8) =1BC.2(16)
444 | 2 | ||
444 | 222 | 2 | |
0 | 222 | 111 | 2 |
0 | 110 | 55 | 2 |
1 | 54 | 27 | 2 |
1 | 26 | 13 | 2 |
1 | 12 | 6 | 2 |
1 | 6 | 3 | 2 |
0 | 2 | 1 | 2 |
1 | 0 | 0 | |
1 | 0 |
512 | 256 | 128 | 64 | 32 | 16 | 8 | 4 | 2 | 1 |
1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | |
256 | 128 | 32 | 16 | 8 | 4 | 444 |
0,125 | * | 2 | = | 0,250 | 0 |
0,250 | * | 2 | = | 0,500 | 0 |
0,500 | * | 2 | = | 1,000 | 1 |
444,000 | 8,000 | ||||||||||
440,000 | 55,000 | 8,000 | |||||||||
4,000 | 48,000 | 6,000 | |||||||||
7,000 | |||||||||||
4096 | 512 | 64 | 8 | 1 | , | 0,125 | 0,01563 | 0,00195 | |||
6,000 | 7,000 | 4,000 | 1 | ||||||||
444 | 0 | 384 | 56 | 4 | 0,125 | 0,125 |
444,000 | 16,000 | |
432,000 | 27,000 | 16,000 |
12,000 | 16,000 | 1,000 |
11,000 |
0,125 | * | 16 | = | 2,000 |
4096 | 256 | 16 | 1 | , | 0,0625 |
1 | 11 | 12 | 2 | ||
444 | 256 | 176 | 12 | 0,125 |
г)989,375 (10) = 111 10111 01 ,011(2) =1735.3(8) =3DD.6(16)
989 | 2 | ||
988 | 494 | 2 | |
1 | 494 | 247 | 2 |
0 | 246 | 123 | 2 |
1 | 122 | 61 | 2 |
1 | 60 | 30 | 2 |
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <-- К-во Просмотров: 371
Бесплатно скачать Контрольная работа: Действия над числами в различных системах счисления
|