Контрольная работа: Этика и эстетика эпохи Возрождения
План
1. Эстетика возрождения
Идейное многоцветье Возрождения
Искусство в сфере познания: Альберти, Пьеро делла Франческа
2. Этические взгляды эпохи возрождения
Этика итальянских гуманистов (Пико дела Мирандола, Лоренцо Валла)
Литература
1. Эстетика возрождения
Идейное многоцветье Возрождения
Все больше утверждается точка зрения, по которой переход от Средневековья к Возрождению протекал очень плавно, и уже, по мнению некоторых культурологов, 12 в. был началом европейского Возрождения.
Первоначальной характеристикой эстетики Возрождения является ее светский характер. И действительно это было мировоззрение, в основном базировавшееся на земных устремлениях человека. Хотя в этот период было создано большое количество антицерковных сочинений, но все-таки полностью светским мировоззрениям Ренессанс не был.
Действительно, достаточно вспомнить неоплатонизм флорентийской академии и царившее в ней беззаботное отношение. Атрибуция абсолютной светскости Возрождению, безусловно, помешает адекватно оценить и понять творчество кардинала Николая Кузанского, да и Джордано Бруно, при всей своей антицерковности, возвышенно настроенного неоплатоника.
Сказанное не позволяет говорить о какой-то единой эстетике Ренессанса: была эстетика Возрождения периода 15-16 вв., но была еще и готическая эстетика, которую сегодня также относят к Возрождению.
Наличие взаимоисключающих концепций - еще одна характерная черта эпохи. К Возрождению относятся гелиоцентрическая система Коперника и учение о бесконечности миров Д. Бруно, в соответствии с которыми как планета Земля, так и возвеличенная идеологами Возрождения человеческая личность превращаются в ничтожные песчинки бесконечной Вселенной. Эстетика Ренессанса поражает сложностью. Хотя она и связана с эстетикой Средневековья, но средневековые термины рассматриваются уже в более светском значении.
Художник Возрождения - энциклопедия знаний . Другой характерной чертой эпохи Возрождения является ее интерес к художнику, указания на его самостоятельность, достоинство и красоту. Черты художника, отмеченные эстетикой Средневековья, такие, как послушание и смирение, дополняются формированием концепции воспитания и образования художника. Художник должен быть эрудитом, он должен быть образован во всех науках, философии и богословии. Особенно важной для образования художника считалась математика, направленная на тщательнейшее измерение обнаженного человеческого тела. Известно, что античность делила человеческое тело на шесть - семь частей, а эстетика Возрождения в трактатах известных теоретиков и практиков (Л.Б. Альберти, А. Дюрер), в целях достижения точности в живописи и скульптуре делят человеческое тело на 600 частей. Для этого уже требовалось знание реальной анатомии. Без этого знания обходился средневековый художник, для которого тело было всего лишь носителем духа, его задачей было создание аскетического плоскостного изображения отражателя сверхчувствительного мира. А "Спящая Венера" Джорджоне, одного из основоположников венецианских Высокого Возрождения - это гармоничное и прекрасное, полноценное обнаженное тело, хотя и божье творенье, но требующее особого внимания само по себе.
Специфика эстетики Возрождения состоит также в характере самого художника и того места, которое он занимает.
Эстетическая телесность Возрождения . Отмечая особенность эстетической телесности Возрождения, художник этой эпохи всматривался в человеческое тело как таковое, и для него оно представляло самостоятельную эстетическую ценность. Вспомним скульптуру Микеланджело "Давид" и полотно Рафаэля "Афинская школа". Фигуры Давида, Платона и Аристотеля - возрожденческие идеалы равновесия и гармонии человеческого тела выражены с незнающим себе равных совершенствам.
Телесность Возрождения не только сама трехмерна, но делает таковым и окружающее. В Возрождении и живопись, а архитектура, и литература всегда скульптурны. Теоретическое отражение эта мысль находит в творчестве Леонардо да Винчи, по мнению которого художник, являющий наиболее полное выражение, более высокое выражение всей культуры.
Чувствительно - зрительная данность как субъективная объективность . И, наконец, в эстетике Ренессанса особую активность приобретает чувственно-зрительная данность. Следствием этого явилось возникновение таких научных проблем, как проективная геометрия и проблема перспективы. Человек, созерцая удаляемый от него предмет, замечает, что этот предмет сокращается в своих размерах, а параллельные линии постепенно сближаются, а на горизонте и вовсе сливаются в одну точку.
Именно из таких человеческих ощущений уже сами художники Возрождения разработали концепцию перспективы, а в 17в. Стала разрабатываться специальная наука - проектная геометрия.
Благодаря такому научному оформлению чувственно-зрительная данность в эстетике Возрождения приобретает статус субъективной объективности.
В целом, эстетика Возрождения, основанная на стихийном жизнеутверждении человеческого субъекта, содержала в себе идеи, характерные для средневековой эстетики, так и в неразвитом состоянии все последующие этапы эстетики.
Искусство в сфере познания: Альберти, Пьеро делла Франческа
Трактаты Л.Б. Альберти . Характерной чертой эстетики Возрождения было включение искусства, особенно живописи, в сферу познавательной деятельности человека. Богатая художественная практика породила многочисленные трактаты об искусстве: архитектуре, скульптуре и живописи. Выдающимся автором таких трактатов ("О зодчестве", "О живописи", "О статуе") был Л.Б. Альберти, ученый, архитектор, художник, теоретик искусства, автор и сторонник идеи культурного аскетизма. По его мнению, культура требует всего человека, без остатка, ничего не предлагая взамен: ни денег, ни удовольствий, только труды и бдения.
Человек, преданный словесности, пишет Альберти, в трактате "О преимуществах и недостатках словесности", должен отречься от всего и вытерпеть все жизненные тяготы и трудности. Его идеал - радость обладания культурой пеной отказа от даров молодости, житейских наслаждений, сладостных цветов.
Несмотря на то, что высказывания Альберти о сущности прекрасного не имеют систематического характера, он подробно рассматривает проблемы красоты и гармонии в трактате "О зодчестве".
Красота у Альберти - нечто непосредственно данное восприятию любого человека. Он считал, что судить о красоте людям позволяет врожденное их душам знание. В вещах от природы есть нечто превосходное и совершенное, нечто волнующее дух, а глаза жадны до красоты и гармонии, в искании их они наиболее упорны и наиболее устойчивы.
Альберти отмечает, что в природе встречается и безобразное, а прекрасное целое является немалой редкостью. И именно это требует от живописца изучать каждую часть изображаемого в отдельности и искать наиболее совершенные части в разных предметах. Зодчий у Альберти стоит на верхней ступени наук и искусств и управляет человеческим общением, создавая города. При этом он обнаруживает "скрытое, что находится под землей", тайные корни и скрытые причины, объективные и всеобщие законы, по которым строится мир прекрасных и гармоничных вещей, по которым оформляется материя. Природа для Альберти только материал, а все ее оформление исходит из божественного или человеческого духа, в котором красота является врожденным понятием, в то время как природа, взятая сама по себе, не содержит никакой красоты.
Понятие прекрасного и красоты Альберти связывает с понятием гармонии, назначение которой он видел в том, чтобы упорядочить части совершенным соотношением, чтобы они соответствовали друг другу, создавая красоту. Предстающее перед душою гармоничное, писал Альберти, человек чувствует сразу.
Проанализировав все написанное Альберти о гармонии можно выделить следующее:
1) гармония - абсолютное и первичное начало природы, сопричастница души и разума;
2) гармония - объективная закономерность, по которой соединяются и согласуются в высшем согласии части предметов;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--