Контрольная работа: Этика профессиональной деятельности

Введение

Основные этапы и направления развития этики

Профессиональная этика.

Этика бизнеса и партнерских отношений

Список используемой литературы

Введение

В конце ХХ века развитие этики пошло в сторону специализации и детализации: стала развиваться профессиональная этика - этика врача, этика журналиста, этика бизнесмена и т.п. В связи с угрожающими тенденциями развития техники появилась этика науки и техники, экологическая этика, биоэтика и т.п. Человечество столкнулось с проблемами, вызванные принципиально новыми отношениями, которые складываются между человеком, обществом и природой. Возникла парадоксальная ситуация: человеческая деятельность угрожает самому существованию человека. Отсюда – необходимость осмысления и выработки нравственной позиции по отношению к этим явлениям.

Искусственное оплодотворение и появление «донорских» матерей, клонирование животных и предстоящее клонирование человека, эвтаназия (прекращение жизни больного по его просьбе) – все эти и множество других проблем являются не только научными или техническими, но прежде всего проблемами нравственными.

В данной работе мы рассмотрим некоторые основные направления прикладной этики.

Основные этапы и направления развития этики

Обращение к основным этапам развития этики обусловлено как важностью нравственной проблематики в истории человеческой культуры, уважением к прошлому, так и стремлением разобраться в существе морально-этической проблематики на уровне современных знаний. История этических идей демонстрирует, как складывается круг этических вопросов, как изменяются способы их постановки и подходы к их решению, как углубляется понимание природы морали, ее назначение, функции в жизни и закономерность развития.

Этика зарождается в глубокой древности в эпоху становления классового общества и разделения труда, отделение духовно-теоретической деятельности от материально-практической. Этика как разновидность духовно-теоретической деятельности отделяется от стихийно формирующегося нравственного сознания масс и становиться способом теоретического рассмотрения практических нравственных проблем, встающих перед человеком в обыденной жизни: что есть добро и зло? как следует жить? К чему следует стремиться и чего избегать? в чем состоит назначение человека и имеет ли жизнь смысл? Практические жизненные вопросы осмысляются этикой как учением о природе добра и зла, идеала и долга, принципов и норм поведения человека, назначения и смысла его жизни.

Но для того, чтобы убедительно обосновать ответы на эти важнейшие смысложизненные и нормативные вопросы, этика стремилась постичь природу морали и человека, источник и содержание нравственного долженствования, сущность моральных ценностей.

Проще говоря, для того чтобы научить человека, как следует жить и поступать, к чему стремиться и во что верить, этика должна была разрешить и собственно теоретические вопросы происхождения и сущности морали, о природе нравственной идеализации, о закономерностях развития морали, о способности человека быть субъектом морали и другие. А для ответа на эти вопросы необходимо было понять, что такое человек и общество, что представляет собой мир, в котором живет человек, как он устроен, как он развивается и как человек осознает себя в этом мире.

То есть потребность в этических знаниях как бы вызывала к жизни учения о том, что собой представляет мир, какова его природа, какое место занимает в нем человек и как он познает окружающий мир. Этика как «практическая философия» предполагала в качестве основания философию «теоретическую» - учение о бытии, учение о человеке, учение о познании. Сама же этика как бы завершает пирамиду философского знания, рассматривая ценностные и смысложизненные проблемы человеческой жизни и стремясь научить человека достойной и правильной жизни.

Таким образом, в развитом виде этика состоит из теоретической части – учение о морали, ее происхождении, сущности и функциях и практической – нормативной этики, формулирующей цели и принципы человеческой жизни.

Зачатки же первых этических представлений относятся к очень раннему периоду развития общества и связаны они с разложением первобытнообщинного строя и становлением классового общества. Тогдашние представления людей о хорошем и плохом, добре и зле, счастье и несчастье, о смысле жизни, смерти и бессмертии первоначально воплощались в продуктах коллективного творчества – в мифах и легендах, в преданиях и сказаниях. Как известно, и до сих пор сказки являются для детей школой нравственных представлений.

Первые же авторские размышления на этические темы, дошедшие до нас, возникают в станах Древнего Востока и относятся к III-II тысячелетиям до н.э. («Песня арфиста», «Разговор разочарованного со своей душой», «Диалог господина и раба» и др.) размышления эти отражали воззрения древних на мир, будучи проявлением религиозно-мифологического мировоззрения или сомнений в его правильности.

Появление же этических учений и школ в странах Древнего Востока –Индия и Китае – относиться к I тысячелетию до н.э. Учения брахманизма, буддизма, конфуцианства намечают уже собственно этическую проблематику, вычленения ее из космологического взгляда на мир. На европейской почве собственно смысложизненные и поведенческие проблемы становятся предметом рассмотрения начиная с софистов и Сократа – V в. до н.э.

В более поздних воззрениях Древнего Востока, досократовской Греции этическая проблематика была еще растворена в космологических и натурфилософских взглядах на устройство мира. Этим воззрениям было свойственно характерное для мифологического сознания истолкование космоса посредством перенесения на устройство мировоззрения человеческих характеристик и жизненных представлений.

Поэтому моральные феномены рассматривались древними как свойства всего мировоззрения, отчего последнее наполнялось животворящей духовностью, а добро, справедливость, любовь начинали трактоваться как высший закон мировоззрения, обеспечивающий всеобщую гармонию.

При этом только древнегреческой философии удалось сделать решительный шаг от мифологического к научному, логическому пониманию морали и человека, дать толчок к развитию этики. Философско-этическая мысль Древнего Востока по сути дела на протяжение многих веков оставалась верной изначальным традиционным представлениям.

Поэтому в историко-этическом процессе можно выделить следующие основные этапы: этические учения Древнего Востока, античная этика, средневековая этика, этика Нового времени и современные этические теории.

Профессиональная этика. Этика бизнеса и партнерских отношений

Каждому роду человеческой деятельности (научной, педагогической, художественной и т.д.) соответствует определенные виды профессиональной этики. Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится ко времени появления ремесленного разделения труда в средневековых цехах в ХI-ХII веках. Именно тогда в цеховых уставах впервые появился ряд нравственных требований применительно к той или иной профессии и характеру труда.

Каждому из видов профессиональной этики – врачебной, педагогической, этики ученого, актера, художника, предпринимателя, инженера и т. д. – присущи свои специфические требования в области морали. Так, например, этика ученого предполагает в первую очередь такие моральные качества, как научная добросовестность, ответственность, личная честность. Судебная этика требует честности, справедливости, гуманизма (даже к подсудимому), верности закону.

Правда врача и правда пациента, врачебная тайна, ответственность врача – это сложный узел этических проблем, который неотъемлемо связан с современной медициной. В 1947 году была принята «Женевская декларация» - современный вариант древнейшей «Клятвы Гиппократа». Эта декларация стала морально-этической гарантией независимости медицинской профессии от политических режимов и идеологического диктанта. Ее аналог был принят в нашей стране только в 1971 году. Но хотя все наши врачи с тех пор давали клятвенное обещание не разглашать конфиденциальную информацию о пациенте, на практике указание в листке нетрудоспособности конкретного заболевания было обязательным вплоть до 1993 года. В течение долгих лет в профессиональной среде советских медиков официально наслаждался этический нигилизм. Еще в 1920-х годах официальное руководители советского здравоохранения (в частности, Н. А. Семашко) трактовали профессиональную медицинскую этику как «буржуазный пережиток» и были убеждены, что понятие «врачебная тайна» в будущем отомрет.

Не менее важными нравственные проблемы связаны с предпринимательской деятельностью, бизнесом. Предпринимательство –это профессия, призвание, даже свойство души или врожденная склонность, но это еще и особый образ мыслей, поведения, стиль, культура жизни, имеющая свои, очень определенно выраженные нравственные принципы.

Возникновение капитализма в Европе в ХVI веке было тесно связано с протестантской Реформацией. Можно сказать, что протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса, нравственных стандартов эффективной экономической деятельности. Ведь средневековая католическая идеология морально осуждала «делание денег», Фома Аквинский полагал, что большинство форм торговли, осуществляемой с целью извлечения прибыли, являются аморальными.

Основоположник современной социологии Макс Вебер (1864-1920) в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» показал, что первые капиталистические предприятия и сам дух предпринимательства возникли в протестантской среде. С точки зрения протестантства, успешный труд, приносящий прибыль, и есть знак того, что твои действия отмечены Богом. Протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса в результате религиозного и морального освящения стремления к прибыли. Он утверждал, что труд бизнесмена может быть одобрен Богом. Стремление к прибыли и стремление к Богу стали не только совместными, но и взаимообусловливающими. А вознаграждение финансовым успехом стало пониматься как знак расположения Бога. Светская версия протестантской этики бизнеса стала важной составной частью западной культуры.

Каждый человек, согласно протестантской морали, должен выполнять свой долг. Этот долг заключается в том, чтобы быть хорошим работником в своей профессии, твердо знать свое место, призвание и не покладая рук работать во имя него. Применительно к купцу и предпринимателю это понимание долга означает, что нажитые деньги следует использовать для того, чтобы наживать еще больше денег и т. д., а не тратить их ради своего удовольствия. Для протестантской этики наживание денег – это цель жизнь человека, а не средство удовлетворения его материальных потребностей.

Наживание денег как самоцель противопоставляется их непосредственному потреблению, освобождается от всяких эвдемонистических или гедонистических мотивов и становится по отношению к «счастью» или «выгоде» отдельного индивидуума чем-то совершенно потусторонним, неким высшим законом.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 229
Бесплатно скачать Контрольная работа: Этика профессиональной деятельности