Контрольная работа: Философия эпохи Просвещения во Франции
Исполнитель:
Мусатова Ирина Александровна
специальность Финансы и кредит
№ зачетной книжки 08ФФБ01090
Руководитель:
Катунина Надежда Сергеевна
Владимир – 2009
Содержание
Введение. 3
1. Философия французского Просвещения: общая характеристика и основные проблемы.. 4
2. Концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения 7
3. Социально-философское значение французского Просвещения. 11
Заключение. 14
Список использованной литературы.. 15
Введение
Тема моей контрольной работы «Философия эпохи Просвещения во Франции». Для раскрытия данной темы необходимо рассмотреть общую характеристику философии Французского Просвещения и её основные проблемы, концепции человека и общества в трудах мыслителей эпохи Просвещения, а также необходимо раскрыть социально-философское значение Французского Просвещения.
Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии философии и культуры человечества. Её начало связывают с 1718 годом, когда в Париже была осуществлена первая постановка трагедии «Эдип» Вольтера. Вольнодумная, критическая трагедия отразила кризис христианского самосознания в духовной жизни Франции первой четверти XVIII века. Господствующим основам католического сознания были противопоставлены права просвещённого критического разума, дух сомнения и скептицизма.
В это время были созданы оригинальные философские учения, отличавшиеся новизной предлагаемых решений, рациональной четкостью аргументации, стремлением к приобретению научного статуса.
1. Философия французского Просвещения: общая характеристика и основные проблемы
Опытно-экспериментальное исследование природы и математическое осмысление его результатов, зародившееся еще в предыдущую эпоху, стали могучей духовной силой, которая оказала решающее влияние на передовую философскую мысль.
Одним из факторов, определявших направленность философских учений этого периода, стал процесс активизации социальной жизни в европейских странах, вызванный усиливающейся борьбой против сословно-феодальной государственности и церкви. Передовая философия, заинтересованная в независимости научного творчества от религиозно-церковного давления и контроля, выработала свое отношение к религии. Философия, выражавшая существенные черты данной эпохи, изменила не только ценностные ориентации, но и способ философствования.
Французское Просвещение, как и английское, возникло на основе успехов новой науки, и само было могучим поборником и борцом науки. Мыслители–просветители Франции идеологически подготовили революцию 1789 – 1793 годов. Великим их начинанием было создание «Энциклопедии» (1751-1780), в которой с просветительских позиций была дана оценка всего известного из истории человечества, всех достижений ремесел, искусств и наук. Это был гигантский труд, в создании которого принимали участие все просветители Франции, а возглавляли их Дидро Дени, и Д'Аламбер Жан.
Представителями первого поколения просветителей, стоящими у истоков Французского Просвещения были Вольтер и Шарль Монтескьё.
Негативное отношение к абсолютистской монархии, нравам господствующих сословий духовенства и аристократии было выражено в вышедших анонимно в 1721 г. «Персидских письмах» Ш. Монтескьё. Антимонархическая и антиклерикальная направленность «Персидских писем» имела шумный успех и способствовала нарастанию просветительского движения.
В 40-е годы XVIII в., когда развитие естественных наук, художественной литературы, драматургии, философии перерастает в обширное движение духовной жизни, просветительская мысль во Франции достигает своего расцвета. В этот период формируется мировоззрение второго поколения просветителей – Ж-Ж. Руссо, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха, Э. Кондильяка, Ж. Кондорсе.
Можно выделить некоторые отличительные черты философии Французского Просвещения:
- чётко выраженная антиклерикальная направленность, доходящая у некоторых просветителей до антитеологической, богоборческой и атеистической;
- неразрывная связь философских воззрений просветителей с достижениями естествознания XVIII в.;
- гуманистическая ориентация философии с доминированием в ней антропо-социальной проблематики;
- социально-критическая направленность философских взглядов просветителей на изменение действительности в интересах прогресса и «улучшения гражданского общества».
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--