Контрольная работа: Философия и культура

План

1. Философия и ее роль в жизни человека

1.1 Мировоззрение как способ духовного освоения мира. Миф и религия как формы мировоззрения

1.2 Возникновение философии, ее предмет и круг проблем. Функции философии

1.3 Диалектика и метафизика

2.Философия культуры

2.1 Понятие культуры

2.2 Закономерности развития культуры

2.3 Массовая культура

Литература


1. Философия и ее роль в жизни человека

1.1 Мировоззрение как способ духовного освоения мира. Миф и религия как формы мировоззрения

Термин «мировоззрение» был введен в в Германии в конце XVIII века немецким естествоиспытателем и философом И. Кантом.

Мировоззрение - совокупность общественных взглядов, оценок, представлений о мире и месте в нем человека.

Утверждая себя с помощью познавательных способностей, человек вырабатывает интеллектуальное и ценностно-эмоциональное отношение к миру, которое в виде системы взглядов, идеалов, принципов познания и деятельности составляет мировоззрение .

В структуре мировоззрения выделяются несколько составляющих:

а) Мироощущение - эмоционально-психологическая сторона мировоззрения;

б) Мировосприятие - формирование познавательных образов на основе наглядных представлений.

в) Миропонимание - все взгляды, представления связанные с пониманием, с объективным.

Связь мировоззрения с философией заключается в том, что философия – это одна из составляющих в структуре мировоззрения, относящаяся к миропониманию.

Выделяют 2 основных уровня миропонимания, два способа духовного освоения мира:

Обыденный, или практический - сосредотачивает представления, взгляды, оценки каждого отдельного человека; этот уровень представлен в истории человеческой культуры мифологией и религией.

Теоретический уровень - Для этого уровня характерно построение цельной, структурной системы, стремление к истине, стремление избавиться от характеристик обыденного уровня.

Если обыденное мировоззрение отражает мир и человеческое бытие на уровне явлений без объяснения их сущности, причин, то теоретическое мировоззрение объясняет их на основе знания причин и закономерностей. Если обыденное мировоззрение отражает мир посредством чувств, настроений, образов, эмоций, представлений, то теоретическое мировоззрение основывается на таких формах отражения, как понятия, концепции, теории, гипотезы.

Зачастую в философской литературе обыденное мировоззрение называется мироощущением, которое определяется как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, а теоретическое – как миропонимание. На этом уровне отражения создается концептуально оформленная модель мировоззрения. В структурном отношении теоретический уровень мировоззрения характеризуется логической стройностью и оформленностью.

Философия, наряду с наукой, относится к теоретическому уровню мировоззрения, причем при соотношении философии и мировоззрения заметно, что философия является в историческом смысле далеко не первым типом миропонимания, а самым поздним из всех существовавших.

Самой ранней формой мировоззрения было мифологическое, суть которого состояла в том, что только мифы могли объяснить всё неизвестное и неопознанное. По мере исторического развития общества появилось религиозное мировоззрение. Религия представляет собой массовое сознание, которое было не чем иным, как прочувствованием целостности бытия.

Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества.

Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Такое универсальное олицетворение различных природных и социальных явлений и сил делает их для людей родового общества более близкими и понятными, а вместе с тем и более «доступными» влиянию, которое они пытались осуществлять с помощью угроз, просьб, магических действий и т.п. Подобно тому, как недостаток положительных знаний о различных объектах действительности восполнялся в мифологии воображением, фантазией, так и отсутствие реальных средств воздействия на эти объекты восполнялось иллюзорными средствами их практического освоения.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 237
Бесплатно скачать Контрольная работа: Философия и культура