Контрольная работа: Философия искусства. Что такое красота? Философия от Гегеля до Ницше (ХІХ век)
1. Введение…………...…………………………………………........................2
2. Основная часть………………………………………………….....................3
2.1. Философия искусства. Что такое красота?....................................................3
2.2. Философия от Гегеля до Ницше (ХІХ век)....………………........................5
3. Заключение…………………………………………………...……………..10
4. Список использованной литературы……………………………………...11
Введение
Слово философия происходит из греческого языка и означает «любовь к мудрости» (филео – любовь, софия – мудрость). Как наука философия возникла в глубокой древности, первые философы – это Геродот, Пифагор, Платон и другие.
В различные временные промежутки термин «философия» расшифровывался по-разному. Современная наука определяет философию как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (место человека в мире, законы природы и общества и т. д.).
Философия имеет дело с вечными, предельными вопросами, она задумывается и размышляет над ними.
За все время существования философии сложилось множество мнений о том, чем является философия: наукой или чем-то иным, каким-то особым способом мышления. Ответить на этот вопрос с абсолютной точностью невозможно. Точно можно сказать лишь то, что философия – это великое явление. Величие философии состоит в том, что во все времена она была и остается мощным интеллектуальным оружием человечества. Каждый человек философствует (только в разной степени), потому что в этом процессе он самовыражается, это доставляет ему удовольствие. Ведь каждый из нас хоть чуть-чуть является философом.
2. Основная часть
2.1 Философия искусства. Что такое красота
Многие философы в разные времена определяли термин «искусство» по-разному. Сначала они считали, что искусство рождается потребностью в подражании, однако позже поняли, что это ошибочно, т. к. даже первобытный человек вносил в свое произведение фантазию. В ХΥІІІ веке произошли изменения, и понимание искусства также стало другим. Французский философ Жан Жак Руссо определял искусство не как описание внешнего мира, а, прежде всего, как выражение человеческих страстей и эмоций. Подобная точка зрения была и у немецких философов (Иоганн Гердер, поэт Иоганн Гёте и др.). Они считали, что главная цель искусства отнюдь не воспроизведение красоты и показ внешней реальности, а изображение внутренней жизни человека.
В современном же понимании искусство – это умение выразить себя в каком-либо материале по признакам эстетических ценностей. Также понятием «искусство» можно обозначить художественное творчество в целом. Видов этого творчества или искусства, как известно, существует множество: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное творчество, театр, музыка, балет, кино, танец, цирк и т. д. все эти виды творческой деятельности человека отражают мир в образах. Образ – это сгусток художественного видения и переживания, которому искусство придает выразительность и эстетическую ценность. Специфика художественного творчества состоит в том, что человек искусства – художник, творит новые художественные формы, в которых раскрывается его мировосприятие, глубина его мыслей. Он мыслит этими образами.
Поэтому можно сказать, что ценность искусства зависит от философских взглядов художника – деятеля искусства.
Ценности искусства также имеют непосредственное отношение и к технике. Ведь для инженера, конструктора и т. п. сходство между произведением искусства и техническим изделием весьма существенно. И художник, и техник являются искусными мастерами, различны лишь цели их деятельности.
Предназначение произведения искусства состоит в его функционировании в качестве прекрасного, в качестве символа красоты. Искусство – это средство, позволяющее творить мир по законам красоты. Искусство и красота – это два тесно связанных друг с другом понятия.
Мы живем в мире красоты, она окружает нас. Однако понятие красоты более глубокое, нежели представляет себе большинство людей. Красота – это что-то прекрасное, возвышенное, эстетическое.
Эстетическое – это чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства и достигшее необходимой степени совершенства.
Эстетика – это греческое слово, означающее «относящееся к чувству». Но это самое чувство считали лишь моментом практической деятельности. Воплощением красоты признавался космос, все остальное считалось красивым настолько, насколько оно было приближено к гармонии космоса. Искусство также стремилось подражать природе.
В эпоху Средневековья все красивое считалось отблеском духовной красоты Бога, видимая красота признавалась проявлением невидимой красоты. Целью искусства было приближение человека к Богу.
В эстетике Нового Времени (эпоха Возрождения) образцом красоты провозглашался сам человек, его тело. В то время своего расцвета достиг классицизм, требовавший гармоническую ясность, логическую простоту и строгость форм, благородство стиля, верность природе. Представителями классицизма в искусстве являлись Шиллер, Гёте, Моцарт, Бетховен, Фонвизин, Державин и другие. Им на смену пришли романтики, отвергавшие прямолинейно-рассудочное понимание искусства. Это были такие люди, как Гюго, Лермонтов, Вагнер и другие. Они стремились к раскрепощению многообразных способностей личности.
В ХХ веке произошли изменения в философии, и, соответственно, в искусстве. На смену романтизму пришел реализм. В России это был социалистический реализм – перевод на эстетический язык философии исторического материализма.
В настоящее время в нашей стране ведется поиск новых эстетических ориентиров.
Из этой истории эстетики можно сделать вывод, что понимание красоты определяется используемой философией, меняется философия, меняется и представление о красоте. Красота – это эстетическая интерпретация. Как и все эстетические ценности, она связана с чувством, с эмоцией. Законы красоты диктуют направление искусства. Искусство же, в свою очередь, помогает нам познавать мир. Оно дает нам более богатый, более живой и красочный образ реальности. Человек от природы создает различные способы постижения реальности. В искусстве он выражает собственную фантазию и глубины человеческих переживаний. Для природы человека как раз и характерно то, что он не ограничивается одним-единственным подходом к реальности, а может выбрать разные точки зрения и перейти от одного аспекта реальности к другим.
2.2 Философия от Гегеля до Ницше (ХІХ век)
Философия ХІХ века определяется идеями таких великих философов как Гегель, Кант, Маркс, Ницше. Чтобы лучше ее понять и осмыслить, необходимо изучить подробнее взгляды вышеперечисленных мыслителей.
І. Иммануил Кант (1724-1804)
Этот философ родился в Восточной Пруссии, в г. Кёнигсберге, в семье простого ремесленника. Окончив Университет, давал частные уроки, зарабатывая на жизнь. В 1770 г. Стал профессором логики и метафизики.
Нередко Канта рассматривают как самого крупного философа после Платона и Аристотеля. Его философия во многих смыслах считается образцовой, но все-таки она не является истинной во всех отношениях.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--