Контрольная работа: Философские основы вальдорфской педагогики
План. 1
Краткая биография Р. Штайнера. 2
"Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки". 9
"Общая наука о человеке как основа педагогики". 13
Эвритмия. 15
Литература. 22
Краткая биография Р. Штайнера
В XX веке во многих европейских странах появились штайнеровские или вальдорфские школы. В них используются принципы штайнеровской педагогики, основанной на учении о человеке, предложенном Рудольфом Штайнером (1861 - 1925).
Первая вальдорфская школа была основана в 1919 году в Штутгарте в Германии для детей рабочих табачной фабрики “Вальдорф-Астория”. Именно поэтому в одних странах штайнеровскую педагогику называют по имени ее основателя Р. Штайнера, в других - вальдорфской - по месту нахождения первой школы.
Рудольф Штайнер - редактор и издатель естественнонаучных трудов Гете, автор трудов в области философии и теории науки. Как основатель антропософии он сделал попытку создать методы исследования духовной стороны мира и человека. Однако наибольшую известность его имя получило в связи с распространением педагогических учреждений, работающих на основе созданной им педагогики.
Штайнер родился в 1861 году в Австро-Венгрии в семье железнодорожного служащего. В своей автобиографии Штайнер описывает, как уже в возрасте около семи лет он переживает в себе пробуждение способностей "духовного зрения". Он видит некую "другую сторону мира, скрытую от чувственного взгляда": "Я различал предметы и существа, которые "видят", и которые "не видят". Я хотел найти основания сказать себе, что переживание мира духовного настолько же мало есть иллюзия, как и переживание мира чувственного. Эта мысль позволяла говорить о духовном мире так же, как и о чувственном... ". В последствии он изложил этот опыт в своих трудах, прежде всего "Как достигнуть познания высших миров".
Осенью 1879 года Штайнер поступает в Высшую Техническую школу в Вене. Главные предметы изучения - математика, естественная история, химия.
В 1890 г. Штайнер переехал в Веймар изучать творчество Гёте. Его комментарии и вводные очерки к научным творениям Гете получают высокую оценку специалистов. В свои венские и веймарские годы, наряду с педагогической деятельностью и исследованиями наследия Гете, Штайнер много работает над разработкой собственной научно-философской позиции. Он пишет "Теорию познания мировоззрения Гете", защищает докторскую диссертацию, изданную затем небольшой книжкой под названием “Истина и наука" и создает свой основной философский труд – "Философия свободы".
В 1897 году Штайнер переселяется в Берлин, где становится редактором "Литературного журнала". Правление школы для рабочих приглашает его преподавать рабочим историю и ораторское искусство. Штайнер берется за эту задачу, приобретая педагогический опыт.
В середине сентября 1900 года Штайнера пригласили выступить с докладом о Ницше в Теософской библиотеке графини и графа Брокдорф. Это событие можно считать поворотной точкой его жизни. Штайнер заметил, что среди слушателей были люди, серьезно относящиеся к его мировоззрению. Последовало вторичное приглашение. На этот раз Штайнер говорит об эзотерической основе творчества Гете, о символике его "Сказки о Зеленой Змее и Прекрасной Лилии". Затем Штайнер читает там целый лекционный курс о христианских мистиках и о христианстве. Одна из важнейших философских работ в этом направлении – "Христианство как мистический факт и мистерии древности" (1902). Вскоре его просят стать секретарем немецкого отделения Теософского Общества, взяв на себя руководство им. Важнейший труд – "Теософия, введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека" (1904 г) В рамках Теософского общества Штайнер начинает развивать свою "науку о духе". В этом духовном познании он видит выход из того тупика в развитии западной цивилизации, к которому, по его мнению, должно привести "засилье" материалистического естествознания. Штайнер, закладывая основы своей "духовной науки", пишет ряд основополагающих статей и книг. "Как достигнуть познания высших миров", "Очерк тайноведения" (1909) – основные работы в этом направлении. Его деятельность постепенно распространяется на многие города Германии, где он выступает с лекциями.
Роль воспитания и образования в развитии человечества, по мнению Штайнера, нельзя понять, если не рассматривать их в социальных связях. В существовании общества и отдельного человека он выделял три сферы жизни, в которых фокусируются специфические закономерности, свойственные данному обществу и человеку: духовно-культурную, экономическую и политико-правовую. Эти три сферы в европейских государствах в значительной степени управляются из центра, что приводит к различным проблемам и опасностям. Штайнер был убеждён в том, что в современной ему ситуации требуется децентрализация: эти общественные функции должны управляться параллельно и независимо друг от друга. Человеческие фундаментальные устремления можно удовлетворить только с помощью трёхчленного общественного устройства, беря за основу идеал "свобода, равенство, братство". Это трёхчленное устройство общества можно представить в виде формулы: духовная свобода в культурной жизни, демократическое равенство в правовом аспекте и социальное братство в экономической деятельности. В 1919 году он пишет "Воззвание к немецкому народу и культурному миру", где впервые публично формулирует свой план переустройства общества. Свобода – основное условие для творческой духовной жизни. Однако планирование промышленности всё глубже вторгается в структуру образования и научных исследований, а тем самым и во всю культурную жизнь. Учебные планы, структура преподавания, цели экзаменов, программы и методы исследований служат потребностям промышленности, государства и даже военной машины. Но ведь будущее человечества заключается в детях. Шансы человека развить свои внутренние задатки зависят от работы воспитателей и учителей. Ведь всё новое в мире, всё творческое выражается индивидуальными достижениями, проявляясь прогрессом для всего общества. Важнейшая задача воспитателя – раскрыть индивидуальные дарования и сделать их социально плодотворными. Значит, человек должен воспитываться в свободе от требований государственной власти и хозяйственной деятельности до тех пор, пока он сам не сможет активно работать в этих областях жизни общества. Поэтому свободные школы призваны, как считал Штайнер, реализовать права подрастающего поколения на свободное образование, что позволит наиболее полно раскрыться их задаткам и преобразовать затем будущее общества.
После Первой мировой войны Штайнер сделал попытку реализовать свою идею трёхчленности, но она встретила решительное сопротивление со стороны политиков. Из всех начинаний удалось реализовать только одно – открыть первую вальдорфскую школу. В своей работе "Свободная школа и трёхчленность" Штайнер обрисовал школу нового типа, как непременную составную часть свободной духовной жизни общества, без которой никакие внешние социальные реформы не будут плодотворными, там же он изложил основные принципы построения образовательной системы в такой школе: эта школа должна строиться на глубоком (антропософском) знании человека; общеобразовательные дисциплины: история, география, естественные науки "…должны быть направлены на человека, чтобы ученик изучал человека как представителя всего мироздания" и т.п.
Рабочие фабрики Вальдорф-Астория обратились к директору Э. Мольту с просьбой помочь создать такую школу, о которой говорил Штайнер. Мольт обратился к Штайнеру с предложением взять на себя педагогическое руководство будущей школой.7-го сентября 1919 г. школа была уже открыта сразу с восемью классами и 256 учениками.
Вот основные инновации, которые Штайнер выдвинул, как требования к современной школе, и осуществил в первой школе вальдорфского движения:
возрастная ориентация учебного плана и методов обучения: содержание образования ориентируется на духовные потребности каждой возрастной ступени и служит духовно-душевному развитию ученика;
принцип классного учителя, который ведет свой класс с первого по восьмой год обучения; классный учитель выстраивает весь учебный процесс и обладает значительной степенью педагогической свободы; для ребенка младшей и средней школы учитель важней предмета;
совместное обучение мальчиков и девочек, а также отсутствие разделения по социально-материальному признаку; школа - есть школа для всех;
отмена цифровой оценки (отметок); отмена второгодничества; школа, таким образом, перестает быть местом раздачи социальных шансов и селекции - сортировки учеников на хороших и плохих; каждый может свободно и беспрепятственно развиваться в соответствии со своими индивидуальными особенностями;
ориентация на ритм дня, недели, года; предметы преподаются "эпохами" - в течение 3-4 недель один предмет на первом сдвоенном уроке, это ведет к концентрации учебного материала;
преподавание двух иностранных языков с первого класса по особым методам;
еженедельные конференции учителей с целью постоянного углубления познания человека и профессионального развития учителя.
Все эти инновации Штайнер, а также практически осуществил их в первой вальдорфской школе.
Вплоть до своей смерти, последовавшей в марте 1925 года, Штайнер интенсивно участвует в жизни школы, регулярно проводит конференции, участвует в обсуждении трудных учеников.
У каждого педагога существует свое представление о человеке, которое осознанно и неосознанно влияет на формирование его педагогических взглядов. Каждая педагогическая теория так или иначе основывается на определенных представлениях о человеке. Штайнер свою педагогику также обосновывал учением о человеке. Он говорил: "Благодаря практике обучения, которое мне приходилось применять, мне открылось понимание связи между духовно-душевным и телесным в человеке. Я понял, что воспитание и преподавание должны стать искусством, основанным на подлинном познании человека". На каких же представлениях о человеке базируется эта педагогика?
Штайнеровская педагогика исходит из отличного от общепринятого понимания человеческого существа. Основой её является "антропософская духовная наука". "Антропософия есть путь познания, который духовное в человеческом существе должен привести к духовному во Вселенной" (4); "Поставь себя в середине между Богом и Природой, предоставь говорить человеку в тебе (о том, что под тобой, а также о том, что над тобой), тогда ты будешь иметь Антропософию, то есть мудрость, которую говорит человек" (2).
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--