Контрольная работа: Философские взгляды Фейербаха и Маркса

Введение

1. Человек в философии Людвига Фейербаха

2. Человек в философии Карла Маркса

3. Общие взгляды и различия между философскими взглядами К.Маркса и Л. Фейербаха

Заключение

Список литературы

Введение

Человека философия понимает как целостность. Сущность человека связана с общественными условиями его функционирования и развития, с деятельностью, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.

Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее есть в сущности процесс социализации индивида. Этот процесс требует от человека продуктивной активности, выраженной в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел-ловек может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность. Социально-деятельная сущность лежит в основе социализации индивида, в процессе которого и формируется личность.

Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность.

Лишение индивида общения и возможности выбора отрицательно сказывается на развитии личности. Еще страшнее навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода есть неотъемлемый атрибут личности.

Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, средств для ее достижения. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий.

Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет нашу жизнь смыслом.

Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками — все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности.

Свобода побуждает нас к борьбе, при необходимости, к отказу от всех человеческих радостей и наслаждений. Свобода даже через страдания, риск, потери и поражения, делает нашу жизнь прекрасной. Только свободный человек может делать выбор.

Каждый человек ищет в жизни что-то главное, решающее, великое, что освещает его жизнь. Каждый человек живет ради чего-то большего, чем собственная жизнь, в конечном счете — ради других людей. Жизнь, обретшая смысл, не страшится смерти.

Цель работы провести сравнительный анализ между представлением о человеке в философии Фейербаха и К. Маркса.

Задачи работы рассмотреть:

1. Человек в философии Людвига Фейербаха

2. Человек в философии Карла Маркса

3. Общие взгляды и различия между философскими взглядами К.Маркса и Л. Фейербаха

1. Человек в философии Людвига Фейербаха

В решении основного вопроса философии Фейербах выступил как материалист. По его убеждению, природа существует независимо от какой-либо философии. Объективно существуют лишь природа и человек, поэтому необходимо перейти от размышлений о потусторонних сущностях к изучению природы и человека, то есть "философия должна опять соединиться с естествознанием и естествознание с философией". Исходным пунктом философских рассуждений должен стать реальный человек, поэтому свою философию Фейербах называет антропологической. Он подчеркивает примат бытия над мышлением: мышление происходит из бытия, а не наоборот, духовного нет без чувственного. Мышление – свойство материи, функция человеческого мозга. Бытие и мышление, объект и субъект существуют в единстве. Я всегда субъект для себя и объект для другого. Мне мои мысли, чувства, переживания кажутся нематериальными, чисто психическими явлениями. Но другой человек, извне наблюдающий меня как физический объект, легко установит зависимость моей психики от состояния моего тела.

С позиций антропологического материализма Фейербах выступает против религии и идеализма. Не Бог, говорит он, создал человека, а человек – Бога. Божественная сущность – это не что иное, как человеческая сущность, освобожденная от индивидуальных различий, объективированная, а затем обожествленная и почитаемая в качестве потусторонней сущности, то есть Бога. С этих же позиций он критикует и Гегеля: никакой принципиальной разницы между гегелевской абсолютной идеей и богом любой религии нет, то и другое есть обожествление человеческого мышления. Но материализму Фейербаха были присущи все пороки материализма того периода: механицизм, метафизичность, категоричность, неприятие мнений оппонентов. Так, выступая против Гегеля, он отбросил его учение полностью, в том числе и диалектику, поэтому человечество и мир у него оказались вне исторического развития. Фейербаховский человек – это человек "вообще", некое абстрактное биологическое существо, равное, в сущности, себе во все исторические эпохи.

2. Человек в философии Карла Маркса

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первой половине XX вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:

- предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);

- бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч.Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 159
Бесплатно скачать Контрольная работа: Философские взгляды Фейербаха и Маркса