Контрольная работа: Финансово-правовые нормы и структура доходов бюджетов в РФ

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ.................... 3

2. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ........ 6

3. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ 13

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................ 18


1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ

Финансово-правовая норма - это установленное и охраняемое государством правило поведения участников финансовых отношений, заключающееся в наделении их определенными законом юридическими правами и обязанностями.

По способу воздействия на участников финансовых отношений финансово-правовые нормы классифицируются на следующие виды:

а) обязывающие;

б) уполномочивающие;

в) запрещающие.

Обязывающие финансово-правовые нормы устанавливают, что участники финансовых отношений должны совершать определенные действия. Так, Правительство обязано ежегодно доводить до всех участников бюджетного процесса особенности составления доходной и расходной частей бюджета. Парламент обязан рассмотреть и утвердить представленный Правительством проект республиканского бюджета. Юридические и физические лица обязаны приобретать иностранную валюту только в учреждениях банков. Предприятия-экспортеры должны в установленный законом срок перевести валютную выручку с транзитных счетов в иностранных банках на валютные счета в уполномоченных банках Республики Беларусь. Здесь находит отражение одна из сторон основного метода, используемого в финансовом праве.

Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают компетенцию участников финансовых отношений. Уровень компетенции различных государственных органов в финансовой деятельности различен. Законодательство определяет верхний и нижний пределы компетенции, в рамках которых они могут принимать самостоятельные решения в области финансов. Это может быть, например, ограничение суммы, выдаваемой одному получателю бюджетной ссуды. Коммерческие банки, получившие лицензию на совершение валютных операций, уполномочи­ваются осуществлять контроль за валютными операциями своих клиентов, т.е. становятся агентами валютного контроля.

Соотношение обязывающих и уполномочивающих финансово-правовых норм в общей совокупности норм финансового права зависит от общего подхода государства к управлению экономикой. При командно-административной системе преимущественными были обязывающие нормы. Развитие рыночных отношений должно сопровождаться более широкой сферой применения уполномочивающих финансово-правовых норм.

И, наконец, запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий. Запрещающие нормы в основном распространяются на предприятия и определенных лицах в связи с их участием в налоговых, валютных, денежных отношениях, но они могут использоваться при регулировании отношений между отдельными органами государственной власти. Так, запрещается вмешательство вышестоящих органов и организаций в бюджетный процесс на местах. Предприятиям запрещается иметь в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов. Предприятиям торговли и частным предпринимателям запрещается осуществлять розничную торговлю без применения кассовых аппаратов. Запрещающие нормы, как правило, устанавливают и меры ответственности за их нарушения. Банкам запрещается, в частности, задерживать исполнение поручений на перечисление налогов в бюджет. На руководителя кредитного учреждения, нарушившего этот запрет, постановлением налогового органа может быть наложен штраф в установленном размере.

По содержанию финансово-правовые нормы подразделяются на следующие виды:

а) материальные;

б) процессуальные.

Материальные нормы закрепляют виды доходов, зачисляемых в бюджеты разных уровней, направления расходов по республиканскому и местным бюджетам. Сюда же относятся и налоги, которые предприятия и население должны уплачивать в бюджет или внебюджетные фонды. К материальным относятся и нормы, устанавливающие права Республики Беларусь, органов местного самоуправления по их участию в финансовой деятельности государства.

Процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок, процедуру осуществления определенного направления финансовой деятельности органов государственной власти и государственного управления. Недостаточная разработанность финансового права как науки и отрасли права пока не позволяет четко разграничить материальные и процессуальные нормы. В то же время процессуальные нормы, хотя и производны от материальных норм, играют важную роль в финансовой деятельности. Пока в отличие от других отраслей права финансовое право интегрирует в общей совокупности материальные и процессуальные нормы. В этом отношении выделяются такие финансово-правовые институты, как бюджетное право и налоговое право, в которых нормы, устанавливающие права и обязанности, четко отграничены от норм, регулирующих бюджетный процесс, порядок осуществления процессуальных действий по взиманию налогов.


2. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В Бюджетном кодексе (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) дано следующее определение бюджета: это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.

Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.

Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:

- I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- III уровень - местные бюджеты.

Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:

1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 200
Бесплатно скачать Контрольная работа: Финансово-правовые нормы и структура доходов бюджетов в РФ