Контрольная работа: Г.К. Жуков - человек и политик
ПЛАН
Введение
I.Детство. Семья. Военное дело. Характерные качества личности Жукова
II. Жуков - антигерой
III. Судьба и политическая деятельность Жукова в послевоенные годы
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Георгий Константинович Жуков - один из выдающихся героев и наиболее талантливый полководец Великой Отечественной войны, внесший огромный вклад в достижение победы, в развитие военной науки и военного искусства. И через полвека после победы жизнь все больше убеждает нас в этом.
О Г.К. Жукове написано уже немало. Наиболее полное и достоверное свидетельство о его жизни и полководческой деятельности - это труд самого Жукова "Воспоминания и размышления", который он посвятил советскому солдату - главному творцу победы. Михаил Шолохов, назвав Жукова великим полководцем суворовской школы, заметил: "Он понимал, что на плечи солдата легла самая нелегкая часть ратного подвига. Думаю, поэтому его воспоминания и пользуются такой любовью. Писателям-профессионалам иной раз нелегко тягаться с такой литературой. Это - свидетельство очевидцев и участников событий".
Ветераны войны, воевавшие под командованием Жукова, оставили немало таких свидетельств о самом Жукове. Обстоятельно описаны основные операции и сражения, которыми он руководил в романе В.В. Карпова "Маршал Жуков" и в других книгах дана в основном правдивая и многогранная характеристика Георгия Константиновича как человека, военного деятеля и политика.
В переживаемое нами смутное время в России, и, особенно, неимоверно трудный период для российской армии, вдохновляющий пример самоотверженного и доблестного служения Отечеству великого полководца Георгия Константиновича Жукова, гордость славным сыном нашего народа нужны нам как никогда. И не требуется никакого искусственного возвеличивания, создания культа его личности. Необходима подлинная правда о нем, надо глубже понять истоки его военной мудрости, полководческого дара, даже опыт преодоления им своих ошибок, чтобы они еще долго могли служить нашему народу.
Цель этой работы - раскрыть образ Георгия Константиновича Жукова как человека и как политика, не вдаваясь сильно в подробности военных сражений и его полководческой деятельности, что я и постараюсь сделать в основной части контрольной работы.
I. ДЕТСТВО. СЕМЬЯ. ВОЕННОЕ ДЕЛО.ХАРАКТЕРНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ЖУКОВА
? ????? ???????????? ???????? ? ??????? ?????????? ????????? ???????? ????? ??????? ?? ???? ??? ? ??? ???? ? ????? ????????. ?? ???????? ????? ? ????? ??????? ????. ? ???? ???? ???? ????????? ????? ???? ??????.???????????? ???????, ??? ????? ?? ?????? ??????????? ????????, ???????????? ??? ???????????? ????????? ? ????????: "???? ????? ?????? ????????????". ??? ??? ???? ???????? ??????? ?????????? ????? ??????? ??????????????? ??????, ??????????? 19 ?????? ?? ???????, 2 ??????? ?? ?????? ????? 1896 ????.?, ???? ??????? ?????? ??????? ????? ?? ?????????? ?? ????? ??????? ????????. ????????, ????? ?????? ?????. ??????? - ????? ?? ??????? ????????, ? ???? - ??????? ? ????.???? ????? ????? ????, ?? ?????????? ? ???????. ???? ?????? ?? ??????? ??????. "? ?????, - ??????? ?? ?????? ??? ?.?. ?????, - ????? ???????? ??????". ??? ?? ???????: "??????? ???????, ??? ?????? ??? ???????? ?? ????, ?? ?????. ????? ???????????? ? ???????? ???? ?? ???????????, ? ?????? ????????? ?????? ? ???????????? ??????? ?????, ?????? ? ??????? ?????". ?????????? ?????? ???????????? - ????????????? ? ?? ?????? ????, ? ?????, ????? ????? ???? ?????? ? ??????????? ????. ?? ???? ????? ????? ????????. ?????? ? ???????, ???????? ????????? ????????. ?? ?????? ??? ????? ????? ??????????? ? ???????. ?? ??????, ??? ? ?????????????????? ????? ? ???? ??? ????? ? "???????? ????????", ??????? ??????? ?????? ??????????? ????????. ?????? ???????? ???????, ????????? ????? ????????? ???????? ? XX ???. ??????? ?? ??? ???????????? ?????? ? ??????? ?? ?????????? ?????? ?? ??????????? ?????. "???? ?????? ???????????, - ??? ?????????? ?????, - ????? ? ?????? ????????, ??? ??????????? ? ?????????? ? ????? ????? "????? ?????".?????? ??????? ?????????????? ????????? ????????: ??? ???? ??? ??????? ?????? ??? ? ?? ?????. ?? ?? ??? ???????????, ??? ?? ??? ?????????? ???? ??????????? ?? ????? ???? ?????? ??? ??????. ??????? ??????????????? ???? ?????????? - ???? ??????? ? ??????, ??? ?????? ?????????, ?????????? ?????, ??????????? ?? ?????? ????????? ?????????, ???????? ????????. ? ???? ?????????? ? ????????? - ????? ??????. ??????? ????? ? ??????? ?.?. ????? ?????? ????? ??? ???? ?????. ?????? ?????? ? ????? ??? ???? ???? ??????????. ? ?????, ? ?????????? ??? ????? ?? ?????? ???? ??? ???????? ???????, ? ?? ????????? ?????? ??????? ???????? ???? ???? ????? ??????, ???????. ??????? ??????, ?? ??????? ????? ?????? ? ???????. ???????? ? ???? ?? ???????? ????? ?.?. ?????? ???? ?????????? ?????? ? ??????? ??? ? ???? ? ??????? ????????????? ?????. ????????? ?????? ????? ?????? ?????, ??? ?????????? ????, ???????? ?????????? ??? ?????????????? ??????????. ????: "??????????? ?????.10.2.44??????? ???! ??? ???? ???? ??????. ??????-?????? ????? ???? ???? ? ???????? ?????? ? ????????. ??????? ?? ??????, ?? ????????, ???????? ? ?? ??? ?????????. ???? ???? ????, ? ?????, ??????. ??? ?????????? ???? ?????? ??????????? ??????. ? ?????, ???? ??????? "???? ???? ? ??????? ???????, ? ???? ?????? ???? ? ??????????? ??????, ? ????????? ???????? ??????. ? ?????, ????? ??????????? ?? ?????? ????????, ???? ?????? ?? ?????, ??? ?????? ????? ????? ????????, ????? ?????????? ??????????? ??????, ??? ?????? ?????? ???????, ???????? ???? ???????, ????? ?????? ????????? ????? ?? ????????. ??????, ?????? ???? ?????.???? ?. ?????". ? ???????? ??????, ??? ? ????? ????, ???? ?????. ?? ??? ?????? ?????????? ?????, ??????? ?????????? ??? ?????? ???? ?????? ? ????. ????? ??????. ?????? ? ??????, ??????????? ?????? ??????. ? ?????? ????? ? ???? ??????? ???? ???????? ????? ???? ?? ????. ? ??? ???????????? ???????. ??? ?????? ? ??????? ?????? ???? ??????? ????????????? ?????, ??? ??? ????????? ? ??????? ?????????????? ?? ???? ?????????? ???? ??? ??? ????? ??????? ???? ????? ?????? ? ???????????????? ?????? ?????????? ?????, ??????????? ?????????? ??????????, ????????? ????? ?????????? ?????, ??????? ?????????? ????? ??????? ??????????????? ??????.????? ?????? ??????????? ????????? ???? ?????? ? ??????????? ?????? ? ? ???? ??????? ????????????? ?????. ?? ?? ????? ?????? ?? ??? ?????????? ??????? ?.?. ?????.Если вернуться к истокам его военной службы, то началась она в августе 1915 г., когда первая мировая война была в разгаре.
Будучи девятнадцатилетним парнем и имея достаточный образовательный ценз (окончил городское училище), он мог пойти в школу прапорщиков и стать офицером. Но он этого не захотел, как и Суворов, начал службу рядовым солдатом некоторое время в пехоте, а затем в кавалерийском полку.
Солдатская служба учит многому: пониманию ее очень трудной сути, выносливости, многотерпению и повиновению. Последнее на военной службе не менее важно, чем повелевать. Уже в первые дни службы, когда маршевую роту разгрузили из товарных вагонов и повели пешком "в противоположном направлении от города", кто-то из новобранцев спросил у ефрейтора, куда их ведут. Ефрейтор душевно сказал:
- Вот что ребята, никогда не задавайте таких вопросов... солдат должен безмолвно выполнять приказы и команды, а куда ведут солдата - про то знает начальство.
Конечно, это не очень согласовывалось с суворовским принципом: "каждый солдат должен знать свой маневр". И не всем мог быть по душе совет ефрейтора. Но молодой Жуков, как он пишет в своих воспоминаниях, начинал уже уяснять себе рациональную сторону этого совета, повидав много и хорошего, полезного и немало несправедливости и дурного. Там, где одни видели только тягость происходящего, молодой Жуков в самом начале службы видит в трудностях средство самовоспитания и подготовки к тому, что пригодится потом. Позже, несмотря на всю тяжесть военной службы, он отказывается от предложения унтер-офицера стать писарем и заявляет ему: "я пошел в учебную команду... чтобы досконально изучить военное дело и стать унтер-офицером". В последующем Жуков сделает вывод, что основным фундаментом, на котором держалась старая армия, был унтер-офицерский состав, который обучал, воспитывал и цементировал солдатскую массу. И на протяжении всей службы, на всех должностях он уделял много внимания подготовке и становлению младших командиров.
Время шло, сменялись чины, повышались звания, осуществлялся рост профессионализма Жукова в военном деле. С годами он приобрел черты, соответствующие истинному полководцу: широта и глубина охвата явлений и событий при оценке военной и военно-политической обстановки, глубина проникновения в замыслы и действия противника, реализм в оценке соотношения сил, несгибаемая воля в достижении поставленных целей в самых сложных условиях (под его руководством иногда невозможное становилось реальностью, как это было при обороне Москвы), величайшая активность и навязывание своей воли противнику (как это было под Ленинградом), решительность и отсутствие каких-либо колебаний при выполнении крупных оперативно-стратегических решений, когда обстановка была до предела сложной и запутанной, - всем этим во всей полноте обладал Маршал Советского Союза и просто человек - Георгий Константинович Жуков.
? ?????? ? ??? ?? ??????? ?? ??????? ?????? ??? ???. ?? ??????? ????????? ???????? - ??????? ?????????? ? ?????????? ? ????? ???????? ?????? ??????????? ??????????? ? ??????????, ????? ? ???????????. ????? ??? ?????????? ????????????? ?????? ?????? ??????? ??????? ???????????. ???????? ??????? ???????? ????? ??? ???????? ?????????????????. ??? ?? ????? ?? ??????? ?? 15--16 ????? ? ?????, ? ? ??????? ????? ????? ??????? ?????.???????????? ? ??????. ??????? ???????? ????? ?? ??????, ????? ??????? ? ???? ???????? ??????? ?????????????. ????? ?? ???? ?? ?????? ?????, ?? ? ???????, ? ??? ????? ?????? ?????? ???????, ??? ????? ????? ???? ???????????, ????? ?? ?????? ??????? ???? ???????, ? ?????? ??? ???????? ?????? ? ??????????? ???????????? ?????? ??? ???????????? ???????.?? ???? ??????? ??? ?????? ?????? - ?????? ????????? ??????????. ?????? ???????? ?????? ?????? ?????????? ????? ?.?. ????????????, ????????? ? ??? ?????? ? ?????, ????????? ? ????????? ?????, ????? ?? ???? ??????? ?? ????? ????? ? ?????? ????????????? ????? ? ??????????: "?????, ??? ?????, ????????? ???????? ??????? ?????. ???????? ? ??? ??????? - ??? ??????? ?? ?????, ???????????, ?? ????. ??? ????? ????, ???? ??? ???? ???? ??????? ?????". ????? ???? ?????????? ??????????? ?????? ??????, ??? ?????? ?????? ???? ????? ????????? ??????? ?????????? ? ????? ??????? ?????.?? ??? ?????????, ???????????? "??????????? ? ??????? ??????????", - ??????? ? ?.?. ?????? ??? ?????? ?????? ???????, ?????? ?????????? ????? ?.?. ???????????. ? ?????: "????? ????? ??????? ?????, ???? ?? ???? ????????? ??????????????? ?? ??????? ?????? ????????... ?????, ?? ???????, ???? ?????, ??? ?.?. ????? - ???? ?? ???????? ????? ????? ????? ??????????? ??????? ????????????? ?????".Жуков считал самым опасным в военном деле и в подготовке военных кадров, когда сложнейший процесс выработки решений подменяется поверхностным, отвлеченным приложением теории к практике, когда решения не вытекают из анализа конкретных условий обстановки, а извлекаются из теории.
Пропорциональное развитие умственных способностей, волевых и организаторских качеств Г.К. Жуков считал важнейшим условием обучения и воспитания командных кадров вообще.
Своеобразие умственных способностей Г.К. Жукова проявлялось прежде всего в умении предвидеть развитие событий, мыслить не только за себя, но и за противника, видеть сразу целое и все детали, в соединении, выражаясь словами Б.М. Теплова, "синтетической силы ума с конкретностью мышления", в особом даре превращения сложного в простое, сохранении верности суждений, простоты и ясности мысли в сложнейших условиях боевой обстановки, а также при решении самых запутанных и трудных проблем военной теории и практики.
Причем Г.К. Жуков, как и М.В. Фрунзе, особое значение придавал интуиции. Интуицию он рассматривал не как случайную, счастливую догадку, а как способность к глубокому научному предвидению, умение быстро принимать смелые решения, требующие предварительного накопления больших знаний, практического опыта и длительной умственной работы.
Г.К. Жукова отличали гибкий ум и твердая воля. Для его полководческого искусства было характерно тщательное планирование предстоящих операций и твердое проведение в жизнь принятых решений и разработанных планов. Вместе с тем эта настойчивость не превращалась в неумное упорство, в упрямство, по словам Б.М. Теплова, разрушающее ту самую волю, которая на первый взгляд представляется его источником. Георгий Константинович проявлял необходимую гибкость, когда обстановка изменялась, и своевременно уточнял свои решения и действия, проявляя при этом суворовский "глазомер", быстроту ориентировки, соображения и реагирования на изменения обстановки. Жукову были свойственны и многие другие качества, характеризующие его как великого полководца.
Его аналитический ум, способности к анализу и синтезу позволяли ему в минимально короткое время охватить одновременно как всю оперативно-стратегическую обстановку в целом, так и мельчайшие тактические детали. Это способствовало глубокой оценке обстановки, обоснованным выводам и нахождению неожиданных оригинальных решений, все новых и новых возможностей войск, которые никогда не смогут прийти в голову командующего, командира, формально выполняющего свои обязанности.
Жукову было также свойственно умение сжато, емко и четко излагать обстановку и свои решения, чего он требовал и от подчиненных.
Хочется подчеркнуть, что Жуков к себе относился не менее строго и требовательно, чем к другим. "Я никогда не был, - говорит он, - самоуверенным человеком. Отсутствие самоуверенности не мешало мне быть решительным в деле. Когда делаешь дело, несешь за него ответственность, решаешь, тут не место сомнениям в себе или неуверенности. Ты всецело поглощен делом и тем, чтобы всего себя отдать этому делу и сделать все, на что ты способен. Но потом, когда дело закончено, когда размышляешь о сделанном, думаешь не только над прошлым, но и над будущим, обостряется чувство того, что тебе чего-то не хватает, того или иного недостает, что тебе следовало бы знать ряд вещей, которых ты не знаешь, и это снова вернувшееся чувство заставляет все заново передумывать и решать с самим собой: "А не мог бы ты сделать лучше то, что ты сделал, если бы ты обладал всем, чего тебе не хватает?"
Мне многое приходилось осваивать практически, без достаточных, предварительно накопленных, широких и разносторонних знаний. Это имело и свою положительную сторону. Отвечая за дело, стремясь поступить наилучшим образом и чувствуя при этом те или иные пробелы в своей общей подготовке, я стремился решать встававшие передо мной вопросы как можно фундаментальнее, стремился докопаться до корня, не позволить себе принять первое попавшееся, поверхностное решение. Было повышенное чувство ответственности по отношению к порученному делу, ощущение необходимости до всего дойти своим умом, своим опытом, стремясь тут же, непосредственно пополнить свои знания всем тем, что было нужно для дела.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--