Контрольная работа: Голос как средство эмоциональной коммуникации

Интроекция акустического мира оказывает важнейшее влияние на формирование личности.

Как показывают многочисленные исследования, голос матери и его различные характеристики в значительной мере определяют особенности развития младенца и даже сказываются на внутриутробном развитии.

Пренатальное восприятие звуков и голоса

Современная психоаналитически ориентированная психология располагает множеством фактов, свидетельствующих об аффективных переживаниях плода в ходе внутриутробного развития. То, что восприятие звуков и человеческого голоса возможно задолго до рождения, подтверждается данными исследований психического развития недоношенных детей. HenryTruby и JohnLind показали, что даже родившиеся на пятом месяце беременности недоношенные дети уже способны воспринимать и выделять голос матери (TrubyH.; LindJ., 1965). Есть данные, что если мать во время беременности слушает музыку, дети в последующем обладают значительно лучшими музыкальными и лингвистическими способностями (Janus L., 1993, S. 42-43).

Один из источников знаний о жизни в утробе матери – длительные наблюдения за развитием плода при помощи ультразвукового исследования. Психоаналитик AlexandraPiontelli приводит такие данные своих наблюдений за внутриутробным развитием девочки: «Во время ультразвукового исследования Юлия казалась крайне спокойной, но не неподвижной. Большую часть времени она двигалась в соответствии с ритмом дыхания матери в околоплодных водах, как если бы дыхание матери качало ее» (PiontelliA., 1987, S. 457).

Исследователи внутриутробного развития (Bürgin D., 1982; Zimmer K., 1984; ChamberlainD., 1983) выделяют следующую последовательность развития сенсорных и моторных функций плода. На 7 неделе беременности закладывается способность к тактильной чувствительности и наблюдаются первые движения зародыша; к 16 неделе беременности уже полностью формируется вестибулярный аппарат; в это же время, на 16 неделе, наблюдается первые мимические движения; на 17 неделе беременности формируются регулярные дыхательные движения; на 24 неделе формируется способность кричать; к 25 неделе формируется способность слышать; приблизительно к этому же времени формируются способность испытывать вкусовые ощущения, видеть, ощущать давление, боль, закладывается температурная чувствительность. Таким образом, основа двигательной и сенсорной активности закладывается уже в первой половине беременности.

Плод интенсивно реагирует на музыку. Предпочтение явно отдается произведениям Моцарта и Вивальди, а против «угрожающей» рокмузыки наблюдается активный протест (Janus L., 1993, S. 42). На громкие звуки плод реагирует усилением частоты пульса. Похожая реакция наблюдается при сильном эмоциональном волнении матери. Стрессовые гормоны матери передаются через плаценту плоду.

Младенец узнает песни, которые он слышал еще в утробе матери. Он выделяет даже истории, которые ему читали до рождения из незнакомых для него историй (там же). Немецкий психоаналитик LudwigJanus рассказывает о матери, которая училась во время беременности играть на флейте. После рождения ребенок успокаивался, когда мать играла ему на флейте. Причем этот эффект наблюдался только при игре матери, которая была знакома ребенку еще до рождения, а не при игре виртуоза флейты Франса Брюггена (там же).

Младенец успокаивается, слыша знакомый ему еще по внутриутробному развитию стук сердца матери. В эксперименте LeeSalk изолированным от матери детям на некоторое время включали магнитофонную запись сердцебиения матери. Младенцы из экспериментальной группы набирали в весе значительно быстрее, чем дети из контрольной группы, которые тоже были изолированы от матери, но запись сердцебиения матери не слышали (SalkL., 1973, S. 24-29). Успокаивающее воздействие звука сердцебиения матери бессознательно используется многими женщинами, почти всегда прижимающих ребенка к левой стороне, как это можно видеть на 80% икон с изображением богоматери, держащей на руках младенца Христа.

Слуховое восприятие и образование звуков у младенцев

Младенец связан со своими родителями через аудиофоническую систему коммуникации. Аппарат образования звуков играет важную роль в выражении эмоций. Наряду со специфическими звуками, которые издает младенец во время приема пищи, во время процессов выделения, во время кашля, уже с самого момента рождения главным средством выражения звука для ребенка является крик.

В психологической литературе исследование крика младенца представлено с точки зрения его динамики (Винарская Е.Н., Тонкова-Ямпольская Р.В., 1983, с. 3-12; WolffP.H., 1969, p.p. 81-109), как частный случай вокализации (LewisM.M., 1957; OtswaldP.F., p.p. 156-166), в связи с факторами, способствующими его прекращению и причинами, его вызывающими (BellS.M., AinsworthM.D.S., 1972, p.p. 1171-1190; Salk. L., 1973, p.p. 25-29).

При помощи анализа акустических параметров крика у трехнедельного младенца английским исследователем P.H. Wolff (цит. по: AnzieuD., 1985) было выделено четыре вида крика, отличающихся друг от друга в структурном и функциональном отношении; это 1) крик голода; 2) крик ярости; 3) крик боли, как при боли исходящей извне (например, при анализе крови), так и исходящей изнутри; 4) крик как ответ на фрустрацию (например, если забрать у младенца соску, которую он активно сосал). Для этих четырех видов крика можно выделить характерное временное развитие, определенную длину частоты, а также определенный частотный спектр. Так, крик боли, пронзительный и протяжный, длится долго и без перерывов, по интонации высокий. Крик голода прерывается паузами, по интонации низкий.

По всей видимости, основополагающую природу имеет крик голода. Он не всегда связан с физиологическим состоянием голода и может следовать за одним из трех других видов крика, которые в свою очередь можно считать чистыми физиологическими рефлексами. Так, крик новорожденного традиционно рассматривается как физиологическая реакция, связанная с установлением кислородного баланса. Е.Н. Винарская отмечает, что первый крик новорожденного – следствие врожденных синергий (сложных движений), которые являются безусловно-рефлекторной защитной реакцией в связи с прекращением пренатального развития. Такие факторы, как падение температуры, уменьшение поступления кислорода в кровь ведут к повышению мышечного тонуса (Винарская Е.Н., Тонкова-Ямпольская Р.В., 1983, с. 3-12).

М.И. Борисова, изучая эффективность взаимодействия матери и ребенка по тому, как мать распознает и реагирует на крик младенца, выделяет три наиболее характерных вида крика, типичных по форме у большинства детей в возрасте от 2 до 41/2 месяцев (Борисова М.И., 1986). Первый вид крика - это крик голода («есть»). Частота его основного тона составляет около 500 гц. Мелодика крика (контур частоты основного тона) имеет постоянную форму в виде дуги с опущенными вниз краями. Динамика крика голода характеризуется увеличивающимися во времени фонациями, а промежутки между фонациями со времени сокращаются. Второй вид крика - крик усталости («спать»). Для него характерно равномерное распределение интенсивности звука по всей длине крика. С возрастом средняя длительность фонаций и промежутков между ними увеличивается. Третий вид крика назван М.И. Борисовой «мокрым». В большинстве случаев для него характерно понижение интенсивности звука к концу фонаций, которые по времени бывают довольно длительными. С возрастом увеличивается длительность промежутков между фонациями.

Как отмечает советский психолог М.И. Лисина, «у ребенка постепенно складываются дифференцированные способы выражения некоторых своих нужд и состояний, а мать научается правильно их расшифровывать: по звуку голоса, по интонации плача» (Лисина М.И., 1983, с. 15). В соответствии со своей интуицией, опытом и характером мать уже достаточно рано пытается различать различные виды крика.

Улыбка, лепет, гуление свидетельствуют о комфорте ребенка и вызывают у матери положительные эмоции. Крик младенца является для матери чрезвычайно аффективно насыщенным сигналом и несет в себе информацию о ситуации дискомфорта для ребенка. Данные исследований показывают, что крик вызывает у матери такие физиологические изменения, как учащение частоты сердцебиений, секрецию гормонов, изменение КГР (BellS.M., AinsworthM.D.S., 1972, p.p. 1171-1190).

Мать реагирует на крик младенца как на сигнал дискомфорта и устраняет неприятное для ребенка состояние. Тем самым крик преобразуется в коммуникативный сигнал. Начиная с третьей недели жизни (если ребенок развивается в нормальной семейной среде) у младенца появляется «фальшивый крик о помощи» чтобы привлечь к себе внимание - ребенок начинает постанывать. Затем стон переходит в крик. Физическая структура этого крика совершенно иная, чем у четырех базовых видов крика. Таким образом, возникает первое осознанное выражение звука, которое становится первой коммуникацией.

Согласно исследованию М. Эйнсуорт, постоянный быстрый ответ матери на плач младенца приводит к установлению крепкой привязанности между ними (BellS.M., AinsworthM.D.S., 1972, p.p. 1171-1190). Взаимодействие между матерью и младенцем расширяется, связь становится более прочной. Постоянное поддерживание матерью комфортного состояния у ребенка рождает у него потребность в дальнейшем положительном эмоциональном контакте с матерью.

Крик младенца вызывает у матери специфические реакции, цель которых прекратить крик. Одним из самых эффективных средств для этого является голос матери. Начиная со второй недели жизни голос матери прерывает крик ребенка эффективнее чем любой другой звук или визуальное восприятие человеческого лица.

В возрасте пяти недель младенец начинает выделять голос матери из других голосов, хотя лицо матери он в это время еще не может отдифференцировать. WilliamCondon и LouisSander, снимая на камеру реакции младенца на голос матери, показали, что ребенок следует в своих движениях за ритмом и мелодией голоса матери, как бы отвечая ей своеобразным «танцем» (CondonW.; SanderL., 1974, S. 456-462). AnthonyDeCasper и WilliamFifer в ходе эксперимента по измерению интенсивности сосания младенцем соски при одновременном предъявлении записи голоса матери и отца показали, что ребенок выделяет голос матери и предпочитает его голосу отца (DeCasperA., FiferW., 1980, S. 1174-1176).

Еще до достижения возраста одного месяца возникает способность понимать значение акустических интервенций взрослых. Реагирование на звуковые сигналы наблюдается у младенца значительно раньше, чем визуальные и психомоторные реакции. По всей видимости, акустические реакции можно рассматривать как прототип (начало) более позднего дифференцированного научения.

Между вторым и третьим месяцем жизни ребенок полностью увлечен производимыми им и воспринимаемыми звуками. Он играет с ними, учится их постепенно дифференцировать и произвольно производить. Таким образом из большого выбора звуков и их комбинаций происходит отбор фонем наиболее часто встречаемых в родном языке, который ребенок слышит вокруг себя. Ребенок осваивает таким образом артикуляцию родного языка, формируя звуковой образ определенных звуков или определенных звуковых комбинаций.

Некоторые авторы считают, что младенец спонтанно производит почти все возможные звуки и лишь затем в ходе приспособления к окружающему миру и родному языку происходит редуцирование этого многообразия производимых звуков. Другие авторы придерживаются противоположной точки зрения. Они считают, что производство звуков на этой стадии развития происходит путем подражания слышимой вокруг речи и благодаря избирательному восприятию звуков. Постепенно в звуковой репертуар ребенка добавляются все новые и новые элементы.

Примерно на третьем месяце жизни формируется визуально-моторные реакции: рука тянется к бутылочке. В это же время рука тянется также к материнскому голосу.

На этой стадии ребенок может повторять лишь те движения, которые он может наблюдать у себя самого. На аудиофонологическом уровне подражание значительно более разностороннее: ребенок в одинаковой мере может подражать как тому, что он слышит от других, так и тому, что продуцирует сам.

Между восьмым и одиннадцатым месяцем жизни вокальная активность младенца и подражание воспринимаемым им звукам понижается. Это возраст, когда у ребенка появляется страх перед чужими людьми (их лица и их голоса). В то же время в этом возрасте, то есть примерно на десятом месяце, ребенок, научившись соединять большой и указательный пальцы, может повторять различные жесты. Кроме того, в это время он может представлять предметы и события, находящиеся вне поля его восприятия. Примерно в это же время и, скорее всего, в результате этого ребенок в большей мере изучает звуковое поведение других, чем свое собственное.

Акустическое восприятие влияет на формирование структуры личности, вводя третье измерение при ориентации в пространстве и при переживании расстояния, отдаленности. Кроме того, акустическое восприятие определяет восприятие времени.

З. Фрейд о голосе и звуке

З. Фрейд отводит голосу важную роль в развитии ребенка. В работе «Очерк психологии» (FreudS., 1895, S. 410, 426, 457) он отмечает, что крик служит чисто моторной разрядке внутреннего разряжения, происходящей по рефлекторной схеме. Данный процесс характерен для первичной структуры психического аппарата.

Затем крик становится для ребенка и его окружения средством коммуникации, превращаясь во вторичную структуру психического аппарата, выполняющую очень важную вторичную функцию понимания (FreudS., 1895, S. 410).

Следующую, более сложную, степень в организации психического аппарата образует, по мнению З. Фрейда, уровень желаний, основывающийся на образе воспоминаний об удовлетворяющем объекте. При этом З. Фрейд имеет в виду визуальный и моторный образы, а не звуковой образ, относящийся, по его мнению, к более простой ступени психической организации. С другой стороны, образ воспоминаний служит основой для первичного психического процесса галлюцинаторного исполнения желаний. То есть, при помощи визуального и моторного образов воспоминаний может происходить иллюзорное самоудовлетворение, в то время как прежде удовлетворение ребенка, основанное в том числе и на звуковом образе, зависело от его реального окружения.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 193
Бесплатно скачать Контрольная работа: Голос как средство эмоциональной коммуникации