Контрольная работа: Государственный контроль за деятельностью страховых организаций
1. Государственный контроль за деятельностью страховых организаций
2. Тест
3. Задача
Список литературы
1 Государственный контроль за деятельностью страховых организаций
Как ни в какой другой отрасли предпринимательской деятельности в страховой деятельности велика роль государственного воздействия. Государство само осуществляет страхование и ведет государственный надзор в области страхования. Такое внимание к этому виду предпринимательства связано с социальной значимостью функции страхования, т.к. страховой случай означает для страхователя катастрофу, что в свою очередь приводит к страховому случаю в экономике страны, к разрыву в цепочке производства.
Государственное регулирование страховой деятельности – воздействие государства на участников страховых отношений по нескольким направлениям:
законодательное обеспечение деятельности страховых компаний;
установление в интересах общества и отдельных категорий граждан обязательного страхования;
проведение специальной налоговой политики;
государственный надзор за страховой деятельностью;
защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.
Выполнение регулирующей функции, как правило, возлагается на специальный орган – государственный страховой надзор. Цель и полномочия страхового надзора установлены в законе РФ «Об организации страхового дела», а также в постановлениях Правительства РФ от 8.04.2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора», от 30.06.2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора». Они состоят в обеспечении соблюдения требований действующего законодательства о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и иных заинтересованных лиц и государства.
Государственное воздействие на страховую деятельность осуществляется через представляемую отчетность о деятельности страховых организаций, проверку их деятельности и нормативное регулирование страховой деятельности (рис.1).
Государственное страхование | Лицензирование |
Обязательное страхование | Соблюдение страхового законодательства |
Антимонопольное регулирование | Тарифы |
Уставный капитал | Перестрахование |
Налогообложение | Формированием размещение резервов |
Аудит | Платежеспособность |
Обеспечение гласности |
Рис. 2. Государственное регулирование страхового рынка.
Современная система страхового надзора опирается на Федеральную службу страхового надзора Министерства финансов РФ, которая помимо лицензирования страховщиков и последующего контроля за их деятельностью, готовит предложения по изменению и дополнению страхового законодательства, а также законов и законодательных актов, оказывающих влияние на целостность страхового рынка и его дальнейшее развитие.
Юридические основания осуществления надзора за страховой деятельностью и основной перечень контрольных функций, осуществляемых надзором, установлены в ст. 30, 31, 33 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
К основным функциям органа страхового надзора относят:
лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестация страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
выдача в течение 30 дней в предусмотренных Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» случаях разрешений на увлечение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;
разработка и утверждение нормативных и методических документов по вопросам деятельности субъектов страхового дела;
обеспечение в установленном порядке реализации единой государственной политики в сфере страхового дела.
С точки зрения результативности осуществления надзора необходимо соблюдение следующих принципов:
стабильность системы органов;
стабильность, прозрачность и ясность законодательства, обеспечивающего осуществление надзорных функций;
соответствие функций, структуры и методов надзора задачам, установленным в законодательстве;
обеспечение эффективного взаимодействия с другими органами исполнительной и законодательной власти;
неотвратимость и обязательность применения предусмотренных законодательством санкций.
В отечественной практике можно выделить три формы осуществления государственного надзора за деятельностью страховых организаций: предварительный (лицензионный), текущий (контрольный), последующий (статистический).
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--