Контрольная работа: Гуманистические и правовые проблемы естественнонаучного познания

Содержание

1. Современные достижения биомедицины и преодоление "ценностей" нейтральности естественнонаучного познания

2. Трансформация ценностей техногенной цивилизации в конце XX – начале XXI вв.

3. Правовые проблемы современного научного познания живого

Вывод

Список использованной литературы


1. Современные достижения биомедицины и преодоление "ценностей" нейтральности естественнонаучного познания

Причастность человека к постижению таких сложных объектов, как объекты экологии и микробиологии, атомная энергетика, микроэлектроника и информатика; широкое внедрение роботов и компьютеров в производство и самые различные сферы жизни человека и общества; функционирование науки в качестве социально интегрированной технологической экспертизы; внедрение в жизнь достижений генной инженерии и новых медицинских технологий, в которые включен сам человек, — все это ставит под сомнение тезис об "этической нейтральности" науки. Естествознание становится значительно ближе по стратегии исследований к гуманитарным наукам, чем в предшествующие периоды, ибо вводит в него непривычные для традиционного естествознания моральные категории добра, долга, совести и т.п.

Дело в том, что научные аргументы, используемые при постижении многих уникальных эволюционных систем не могут уже быть этически безразличными. Позиция, нацеленная лишь на получение нового знания, является слишком узкой, а порою и опасной. Возникает необходимость в появлении подходов, устанавливающих контроль за самим постижением научной истины. В иерархии ценностей, к которым, несомненно, относится научная истина, на одном уровне с ней в современной науке выступают такие ценности, как мораль и нравственность, благо человека и человечества в их единстве и взаимодействии, а поиск научной истины "освещается" ценностным императивом: не увеличит ли новое знание риск существования и выживания человека, будет ли оно служить благу человечества и отдельного человека, его интересам.

Начало XXI в. характеризуется становлением единой цивилизации, которую можно назвать экосоциумом, или эколого-информационным обществом. Особое место в этой цивилизации, отличающейся новой шкалой общечеловеческих духовных ценностей, принадлежит философии и таким междисциплинарным областям науки, как биоэтика, которые через систему образования и обоснования новых приоритетов призваны обеспечить основу для экологизации и гуманизации общества.

Какова роль этико-философской рефлексии над основаниями науки в этом процессе, в каких ее областях формируются новые подходы, которые с позиций субъект-объектных отношений, ценностно-целевых структур, перспектив и границ научного поиска обеспечивают сближение естественнонаучного и гуманитарного знания и изменяют облик современной культуры? В поисках ответов на эти вопросы необходимо анализировать и раскрывать важнейшие идеи и подходы современной науки, ее тенденции к междисциплинарному взаимодействию, интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания, выявлять механизмы формирования этико-гуманистических ориентиров в науке, уделяя особое внимание проблеме взаимоотношений научной истины и нравственности.

В развитии современной постнеклассической науки выделяется ряд концепций и подходов, благодаря которым можно зафиксировать эти механизмы формирования идеалов и норм научного знания, наполняющие структуру научного поиска гуманитарными параметрами и ценностными этическими ориентирами. При этом взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного знания имеет под собой вполне реальные основания — онтологические, методологические и аксиологические. Онтологическим основанием междисциплинарного синтеза знания, в том числе и основанием преодоления демаркации между естественнонаучным и социально-гуманитарным знанием, является рассмотрение наукой особых типов объектов, носящих системный, эволюционный характер и включающих человека в качестве неотъемлемого компонента. Для изучения таких объектов требуется выработка особых методов исследования, носящих общенаучный универсальный характер, что может быть рассмотрено в качестве методологического основания междисциплинарного синтеза знания. При изучении сложных, человекоразмерных объектов особую роль играет знание "запретов" на некоторые стратегии исследования. Этот аспект оказывается связанным с аксиологическими основаниями — включением гуманистических ориентиров внутрь развивающегося знания. В частности, это предполагает оценочный анализ возникающих в науке вопросов и возможных вариантов ответов на них, с которыми мы встречаемся и при обращении к проблемам биомедицинской этики. "Что произойдет, если?.. Какой ценой может быть установлен порядок из хаоса?.. Какие последствия вызовет такое "воздействие" на систему как?.. Какова значимость того, что погибнет и что зарождается, в случае?.." — такого рода вопросы свидетельствуют о необходимости отказа от позиции беспрекословной "манипуляции" и жесткого контроля над изучаемыми системами.

Особенно это относится к исследованиям в области биологии и медицины, непосредственно касающихся человека и его интересов. Взаимодействие биологического, медицинского и социогуманитарного знания отчетливо обнаружило себя в становлении новых междисциплинарных направлений, одним из которых является биомедицинская этика. Сегодня биоэтическое знание успешно выполняет в научном и медико-профессиональном сообществе различные функции, в том числе мировоззренческую, гносеологическую, методологическую, аксиологическую, способствуя разработке системы ценностей, целей и идеалов в оценке состояния жизни и перспектив ее развития, нравственно-правовых норм осуществления поисков в биомедицинских исследованиях и технологиях. Функционирование современной биомедицинской этики есть проявление одной из современных тенденций развития научного знания — диалога и взаимообогащения естественнонаучного и гуманитарного дискурсов, междисциплинарного синтеза и мировоззренческо-нравственного обновления общества.

Об этом свидетельствуют и проводимые в Республике Беларусь международные научные конференции ("Экологические проблемы XXI века" - 1999, 2000, 2001; "Стратегия устойчивого развития и перспективы цивилизационной динамики на рубеже веков" — 1999; "Биомедицинская этика: проблемы и перспективы" — 2000; 2001 и др.), в которых принимали участие ученые, преподаватели, врачи, экологи, священнослужители; и то, что в планы высших учебных заведений республики введены и читаются курсы "Биомедицинская этика", "Экологическая этика". "Биоэтика", "Концепции современного естествознания"; и создание в 1998 г. Национального координационного центра по биобезопасности при Национальной Академии наук. Проводится также активная работа по созданию комитета по биоэтике при Министерстве здравоохранения.

Сегодня общепринятой нормой становится этическое сопровождение биомедицинских исследований: в современной практике их проведения принято, что каждый исследовательский проект должен осуществляться только после того, как он будет одобрен независимым этическим комитетом. Такие структуры этического контроля впервые возникли в 50-х гг. XX в. в США, где обязательной этической экспертизе подлежат не только биомедицинские, но и психологические, антропологические и другие исследования, если они проводятся на человеке, а также исследования, проводимые на животных. В 1967г. этические комитеты начинают создаваться при больницах и исследовательских учреждениях Великобритании, причем первоначально инициатива исходит снизу, от самих медиков. По мере того как расширялась практика биомедицинских исследований, совершенствовалась и деятельность этических комитетов.

Безусловно, практика этического регулирования порождает множество проблем, таких, как противоречие между независимостью и компетентностью членов этического комитета, формализм в проведении экспертизы и т.п. Тем не менее сама обязательность этической экспертизы влечет за собой принципиально важное для научно-познавательной деятельности следствие. Она заставляет исследователя при проведении биомедицинского исследования, даже на уровне выработки его замысла, общей идеи и планирования, учитывать, что возможность реализации получит не всякий замысел, будь он даже безупречен в теоретическом, техническом и методологическом отношении, а только такой, который получит одобрение этического комитета.

Сегодня в Республике Беларусь назрела настоятельная потребность и необходимость создания этических комитетов на государственном и региональных уровнях по типу подобных комитетов, действующих, например, в России и Украине. Разумеется, разработка программ биомедицинских исследований в республике должна не только быть адаптирована к ее научным, социокультурным и духовно-мировоззренческим традициям, ее системе здравоохранения, но и коррелировать с актуальными моделями современной биоэтики.

2. Трансформация ценностей техногенной цивилизации в конце XX – начале XXI вв.

Естествознание конца XX - начала XXI вв. делает вывод о том, что роль флуктуации как носителей хаоса несколько преувеличена в эволюционном процессе, а бифуркации (состояния выбора системы) содержат в себе только возможности выбора в рамках закономерного в целом процесса. Этому выводу способствуют возникшие в последние десятилетия новые исследовательские области, такие как "физика хаоса" и "физика вакуума", вероятно, в будущем они позволят пролить свет на состояние виртуальности бытия (инобытие).

Активно используемое в науке со второй половины 1980-х годов понятие хаоса, буквально перевернуло современную физику. Исследования в этой области породили новые компьютерные технологии, специальную графическую технику, способную воспроизводить фрактальные структуры высочайшей сложности. Более того, новая область познания дала новые понятия, требующие своего концептуального осмысления: фрактал, прерывистость, континуальность, периодичность и т. д. Примерами проявления действия хаоса изобилует реальность - "капризы" погоды, поведение автомобилей в дорожной пробке, блуждание облаков по небу, завихрения струйки сигаретного дыма и потока нефти по нефтепроводу, необъяснимость причин гибели многих самолетов и многое другое. Физики-теоретики пришли к выводу о том, что хаосу изначально присущи внутренние интенции к порядку.

Показательным является и тот факт, что физика начала XX столетия увлеклась изучением "заоблачных далей" бытия (элементарные частицы, кварки, глюоны), а в настоящее время возвращается к феноменам обыкновенного масштаба, к примеру, к облакам. Фундаментальная наука XX столетия стала восприниматься людьми как разновидность искусства, подобно высокой моде "прет-а-порте", как элитарная деятельность для избранных специалистов. Одно дело, поведение частиц в микромире, задаваемом экспериментатором, в моделируемом постановочном эксперименте, к примеру, в пузырьковой камере ядерного ускорителя, и совсем другое - состояние и поведение частиц в реальных условиях, в луже с мутной водой, в атмосфере, либо в человеческом мозге. Выяснилось, что ответить труднее всего на самые простые вопросы. Так, многие простейшие системы (одна молекула воды, одна клеточка сердечной ткани, нейрон головного мозга) обладают сложнейшим непредсказуемым хаотичным поведением, при ассоциациях с себе подобными в отдельных элементах системы самопроизвольно возникает порядок, то есть порядок и хаос в них сосуществуют одновременно и лишь вступают в действие в различные моменты времени. От чего зависят интенции к усложнению либо к упрощению организации систем физики, пока понять не могут.

В настоящее время найдено множество прикладных проблем изучения теории хаоса. К примеру, в математической физике разрабатывается теория бифуркаций Файгенбаума, решается вопрос о квантовом хаосе и его соотнесении с квантовой механикой, в астрономии специалисты по хаосу пытаются найти объяснение моделям гравитационной неустойчивости, истолковывающей происхождение метеоритов. Так для описания современной геометрии пространства-времени, для создания новой геометрии природы часто используется понятие "фрактальная структура". Термин "фрактал" [< лат.fractus -состоящий из фрагментов, frangere - разбивать] означает "создавать неправильные фрагменты". Понятия "фрактал" и "фрактальная геометрия", появившиеся в конце 1970-х гг., с середины 1980-х прочно вошли в обиход математиков и программистов. Впервые их предложил использовать как рабочие термины Бенуа Мандельброт в 1975 г. для обозначения нерегулярных, самоподобных структур, которыми он занимался. Рождение фрактальной геометрии принято связывать с выходом в 1977 г книги Мандельброта "Фрактальная геометрия природы". В его работах использованы научные результаты других ученых, работавших в период 1875-1925 гг. в той же области (Пуанкаре, Фату, Жюлиа, Кантор, Хаусдорф). Фрактал - это грубая или фрагментированная геометрическая форма, которая может быть разделена на части, каждая из которых (по крайней мере, приблизительно), уменьшенная копия всего целого. В свете новых исследований можно дать несколько определений фрактала:

-расходящийся критерий: любая форма, обладающая таким необычным свойством, что когда вы измеряете длину, область, поверхность области или объем в дискретных единицах измеряемое значение изменяется по экспоненте на размер дискретной единицы;

-геометрическая фигура или естественный предмет, обладающий следующими характеристиками:

а) часть имеет ту же структуру или форму, как и целое, за исключением того, что они при различном масштабе могут немного искажаться;

б) форма сильно неправильна и фрагментирована, и остается такой независимо от масштаба.

Существует много математических структур, которые являются фракталами. Например: снежинка Коха, кривая Пеано, множество Мандельброта, аттрактор Лоренца и другие. Фракталы с большой точностью описывают многие физические явления и образования реального мира: облака, горы, турбулентные течения, береговые линии, корни, ветки деревьев, легкие животных и человека, что далеко не соответствует простым геометрическим фигурам.

В настоящее время идет процесс объединения разнообразных работ по изучению фракталов в единую систему и осознания фундаментальной эвристической значимости понятия фрактальности мироздания. Детерминизм фрактального описания подразумевает поиск и интерпретацию масштабных инвариантов, характеризующих нерегулярность, изрезанность формы на различных масштабах. Природа демонстрирует нам не просто высокую степень, а совершенно другой уровень сложности. Число различных масштабов длин в природных структурах практически бесконечно". Существование этих структур призывает изучать те формы, которые Евклид отбросил как "бесформенные", исследовать морфологию "аморфного". Таким образом, естественнонаучное описание наглядных моделей природы переходит к ее реальному отражению с учетом многовариантности и сложности природных процессов. Фрактальный процесс рассматривается как цепь самоподдерживающихся изменений, самоорганизующихся вокруг самодостраиваемого внутреннего образца. Иначе говоря, природа и человек в ней могут быть представлены не как конгломерат изолированных объектов и, тем более, не как механическая система, а как целостный живой организм, способный к фрактальному "блужданию" в определенных, очень узких границах.

Биологи адаптируют теории хаоса и фракталов для изучения иммунной системы человека с ее миллиардами компонентов и человеческого мозга, обладающего способностью к познанию и отражению объектов внешнего мира и даже самопознанию. Пересматриваются даже теоретические основы экологии и равновесного существования экологических систем. Традиционно полагалось, что в живой природе существуют стационарные состояния равновесия, вокруг которых колеблются показатели численности популяций растений, животных, микроорганизмов, данное состояние динамического равновесия обеспечивает наилучшее использование пищевых ресурсов и обусловливает минимальные энергетические потери. Согласно современным предположениям, природа выступает как сложнейшая нелинейная система, движимая "странными" аттракторами с исчисляемыми фрактальными (нецелочисленными) размерностями. Американскому эпидемиологу У. Шафферу удалось просчитать динамику подчиненности многих заболеваний с помощью методики реконструкции фазового перехода. Оказалось, что эпидемическое распространение тяжелых заболеваний, таких как корь, ветряная оспа, грипп, можно предсказывать с большой долей вероятности.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 120
Бесплатно скачать Контрольная работа: Гуманистические и правовые проблемы естественнонаучного познания