Контрольная работа: Игра – как средство коррекции интеллектуальных нарушений у детей с задержкой психического развития

Выполнила: студентка гр.351

факультета коррекционной педагогики

Нагаева Татьяна Юрьевна.

Проверила: ст. преподаватель

Резникова Елена Васильевна.

Содержание

Введение

Глава I. Феномен детской игры

Глава II. Клиническая и психолого-педагогическая характеристики детей с задержкой психического развития

Глава III. Психолого-педагогические ресурсы игровой деятельности в коррекции недостатков интеллектуального развития у детей с задержкой психического развития

Заключение

Литература

Введение

Серьезные трудности, которые приходится преодолевать общеобразовательной, а тем более коррекционной школе в начале ХХI века, напрямую затрагивают и ее начальное звено. Сегодня незамедлительного решения требуют следующие наиболее значимые проблемы начальной школы: неудовлетворительный (и все ухудшающийся) уровень психофизического здоровья, интеллектуального развития и эмоционального благополучия учеников; нивелирование их индивидуальности и утрата доверчивого отношения к людям, открытости окружающему миру, положительного самоощущения, здорового детского любопытства и творческого потенциала, инициативности; преобладание отчужденного, «безличного» стиля общения педагога с детьми, сохранение формальной, «ЗУНовской», ориентации образования.

Эти неблагополучия обуславливают, с одной стороны, необходимость совершенствования уже имеющихся подходов к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса, а с другой – целесообразность разработки новых, рационально построенных и действенных педагогических технологий.

Одно из средств достижения обозначенных целей – широкое использование ресурсов, которыми обладает детская игра.


Глава I. Феномен детской игры

Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Будучи многомерным и сложным феноменом, игра постоянно приковывает к себе внимание исследователей.

Эльконин Д.Б. отмечает в одной из статей, что игра имеет значение не только для тех процессов, которые в нее непосредственно включены, например, воображение и мышление, но и таких, которые в ней непосредственно не могут принимать участия, например, память. Значение игры для ребенка определяется тем, что затрагивает наиболее существенные стороны развития личности в целом.

В.В. Зеньковский понимал игру как важнейшую и центральную форму активности, которая необходима для социально-психического созревания детей.

П.П. Блонский, называя игру «великой учительницей», видел в ней естественную форму и труда, и активной деятельности, в которой ребенок упражняет свои силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни. Именно в играх он удовлетворяет естественную потребность в деятельности.

В последнее время игра занимает важное место в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ. Не нужно доказывать, что она имеет большое значение для общего развития детей с нарушением интеллекта, особенно в младшем школьном возрасте.

Согласно Л.С. Выготскому (1966г.), игра – источник развития личности и создает зону ближайшего развития: «по существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка».[1]

Эту мысль продолжает и А.Н. Леонтьев, выделяя не количественные, а качественные показатели ведущей деятельности. «Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития».[2]

Е.Е. Кравцова предлагает разграничивать игру и игровую деятельность.

Игра – это определенное отношение мира к ребенку и ребенка к миру, ребенка к взрослому и взрослого к ребенку, ребенка к сверстнику и сверстника к нему.

Игровая деятельность – понятие более узкое, оно предполагает специальные действия детей по моделированию мира.

Существует классификация игр детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, разработанная С.Л. Новоселовым.

Сюда относят:

1. игры, возникающие по инициативе ребенка (игры-экспериментирования, сюжетные самодеятельные игры);

2. игры, связанные с исходной инициативой взрослого (обучающие игры, досуговые игры);

3. игры народные, идущие от исторических традиций этноса (обрядовые, тренинговые, досуговые).

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 344
Бесплатно скачать Контрольная работа: Игра – как средство коррекции интеллектуальных нарушений у детей с задержкой психического развития