Контрольная работа: Индивидуальное здоровье человека

Рассмотрение сущности индивидуального здоровья с позиций системного подхода (организм человека - открытая биосоциальная система) предполагает конкретное определение его структуры, материального (биологического) субстрата. Поскольку человек есть часть биосферы, его здоровье нельзя рассматривать изолированно от тех естественных процессов, которые происходят во вселенной, в биосфере Земли. Исходя из целостного (холистического) подхода, мы выделяем следующие уровни здоровья:

- соматический, в том числе генетический, биохимический, метаболический, морфологический, функциональный;

- психический, в том числе эмоциональный, интеллектуальный, личностный;

- социально-духовный, или нравственный.

· "соматическое здоровье отражает текущее состояние органов и систем человеческого организма; уровень их развития и функциональных возможностей;

· "психическое здоровье есть выражение психической сферы человека;

· "нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.

Основу соматического здоровья составляет биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития опосредована базовыми потребностями (питание, движение, дыхание, познание окружающего мира, сексуальное удовлетворение и т. д.), доминирующими у человека на различных этапах онтогенеза.

К соматическому здоровью относятся морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов и организма в целом, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов.

Психическое здоровье основывается на общем душевном комфорте, обеспечивающем адекватную регуляцию поведения. Это состояние зависит от возможностей удовлетворения биологических и социальных потребностей человека. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека.

Нравственное здоровье человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. В основе системы лежат общечеловеческие принципы морали и нравственности, в значительной мере определяющие духовность человека.

В упрощенном, и в то же время обобщенном виде можно считать критериями здоровья - соматического - я могу; психического - я хочу; нравственного - я должен (Д.Н. Давиденко, 1996) .

Методологической основой для такого представления является целостная (холистическая) модель здоровья (рис. 1), как единство соматического, психического (бессознательного и сознательного) и нравственного начал, оказывающих взаимное влияние друг на друга.

Рис. 1. Холистическая модель здоровья

Таким образом, организм как система и единое целое живет и взаимодействует со средой, со стороны которой на него влияют социальные и экологические факторы. Понятно, что нарушение со стороны соматической сферы влияет на психическую сферу и, наоборот, психические изменения - на телесное здоровье. Но важно и другое: изменения в социальной среде, также как изменения в экологической среде, влияют и на физическое, и на психическое здоровье. И в то же время сам организм влияет на социальную и экологическую среду. Таким образом, устанавливается динамическое равновесие, баланс между комплексом эндогенных и экзогенных факторов. Следовательно, коррекция каких-либо отклонений в здоровье обязательно должна быть направлена не только на устранение отдельных симптомов, но на весь комплекс факторов, влияющих на организм, а также на все компоненты, формирующие индивидуальное здоровье.

Таблица 1. Показатели индивидуального здоровья

Уровень здоровья Показатели Критерии диагностики
Соматический Генетические Генотип, отсутствие признаков дизэмбриогенеза, наследственных дефектов
Биохимические Показатели биологических жидкостей и тканей
Метаболические Уровень обмена веществ в покое и после нагрузок
Морфологические Уровень физического развития, тип конституции (соматотип)
Функциональные

Функциональное состояние органов и систем:

а) норма покоя;

б) норма реакции;

в) резервные возможности;

г) функциональный тип реагирования

Психический Психологические

Эмоционально-волевая, мыслительная, интеллектуальная сферы

Доминантность полушария

Тип высшей нервной деятельности

Тип темперамента

Тип доминирующего инстинкта

Духовный Моральные ценности Социальная востребованность, система ценностей и способов их удовлетворения, целевые установки, нравственность, отношение к себе и окружающим, т.д.

Для оценки здоровья можно использовать модель Г.Л. Апанасенко (1988) (рис. 2), в которой уровень здоровья определяется величиной резервных возможностей организма: чем выше резервные возможности организма, тем выше уровень здоровья.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 191
Бесплатно скачать Контрольная работа: Индивидуальное здоровье человека