Контрольная работа: Информационные революции в мировой истории
В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии.
Наше время называют «веком информации». Ежедневно до нас доходит всё более нарастающий её поток, который отнимает у нас всё больше времени. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает множество.
Перефразируя слова академика С.И. Вавилова: «… современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка».
Слово «информация» (от латинского – сведения, разъяснения, изложение)- одно из более употребляемых в современном языке. Феномен информации привлёк к себе внимание философов, физиков, лингвистов, физиологов, генетиков, социологов, историков и других. При погружении в семантику этого термина перед взором учёных предстал своеобразный, запутанный, затенённый множеством наслоений физического, физиологического, психологического, социального характера феномен, споры о котором не затихают и по сей день. Была выработана бездна его дефиниций, специалисты насчитывают их более двухсот, среди которых нет ни одной более или менее общепризнанной. Оформились научные школы, по-разному трактующие это понятие, развивающие разные концепции информации.
В философских дискуссиях по вопросу о предметной области информации существуют, по крайней мере, три позиции. Во-первых, информация истолковывается как сфера общения и средство общенаучной рефлексии. Во-вторых, информация понимается как свойство самоорганизующихся систем, связанное с упорядочением взаимодействий. В-третьих, информация предстаёт как мера неоднородности распределения материи и энергии, свойство материальных систем, фиксирующих изначальную неоднородность мира. Три вышеуказанные концепции вошли в современную теорию под названием коммуникативная, кибернетическая и атрибутивная.
Первая из названных концепций изучается в рамках таких наук, как психология, педагогика, лингвистика, журналистика и других. Вторая концепция лежит в основе теории связи и управления. Её взяла на вооружение информатика – наука об оптимальном кодировании сообщений и передачи сигналов по техническим каналам связи.
Третья, атрибутивная, концепция опирается на наиболее широкое понимание информации как отражения разнообразия в любых объектах и процессах в живой и неживой природе. В ней информация определяется как мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени, которая сопровождает все протекающие в мире процессы. Хотя общепризнанных определений информации нет, специалисты признают, что информация – предельно широкое понятие, выходящее за рамки какой-либо отрасли знания.
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Информационная культура – сравнительно новая научная и учебная дисциплина. А что такое «культура» вообще, как её понимает наука сегодня?
Культура (от латинского – возделывание, уход, взращивание) имеет более 500 научных определений. Культура – это не только ценности и верования, нечто «хорошее», «прекрасное». В философии среди множества понятий культуры даётся её определение в широком смысле как совокупности всех проявлений общественной жизни, достижений и творчества людей. Культура имеет необозримое количество областей, сфер, форм. Единое поле мировой культуры объединяет поля мирового искусства, мировых социополитических, социоэкономических и других совокупностей. С точки зрения содержания, культура охватывает все формы проявления объективного духа данной общности людей – язык, письменность, нравы, обычаи, экономику, науку, технику, политику, общественное устройство, производство, искусство, религию, образование и т.д. Вместе с общей культурой личности существуют такие понятия, как «политическая культура», «экономическая культура», «эстетическая культура», «педагогическая культура», «мировоззренческая культура», «коммуникативная культура», «нравственная культура», «профессиональная культура» и т.п.
Культура – это слой, меняющий всю структуру сознания и дающий способность перестраивать нормы деятельности личности неслучайно, целенаправленно. Саморазвиваться может только тот, кто выращивает своё культурное сознание. А наличие культурного сознания, как уже отмечалось, является обязательным условием развития мира, общества, индивида. Культура и информация представляют собой единое целое. Это мнение многих отечественных и зарубежных учёных (Д. Белл, Д. Лайон, Ю.М. Лотман, А.И. Ракитов и др.), изучавших процесс взаимодействия культуры и информации. О.М. Лотман, например, ввел в научный оборот определение: «Культура – совокупность всей не наследованной (негенетической) информации, способов её организации и хранения».
Под информационной культурой мы понимаем: систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающую оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности.
Итак, для становления информационного общества необходимо единство информации и культуры, поскольку наличие культурного сознания является обязательным условием развития мира, общества, индивида.
На протяжении всего хода исторического развития общества человечеством выработано множество средств и способов передачи информации, называемых информационными коммуникациями.
Суть коммуникации заключается в осуществлении связи между пространственно разделёнными объектами. Эта связь может осуществляться разными способами, из которых самым распространённым является информационный. Соответственно, и такие коммуникации, в которых связь между разделёнными объектами осуществляется путём передачи информации, называются информационными.
В зависимости от канала передачи сообщений принято делить информационные коммуникации на неформальные и формальные. Неформальные коммуникации устанавливаются путём личных контактов, встреч, бесед, а формальные – через специально созданные обществом организации и учреждения – систему печатных изданий, информационные службы и т.д.
По форме представления сообщений информационные коммуникации подразделяются на документальные, по которым движется зафиксированная на носителе информация, и не документальные – устная речь.
Способ передачи информации соответственно, тип коммуникации определяет канал - специально созданная в обществе траектория, по которой осуществляется движение информации. Его значение трудно переоценить, поскольку смена одного типа коммуникации другим подчиняется действию закона соответствия пропускной способности каналов коммуникаций объему движущейся по ним информации. Действие этого закона основано на противоречии между относительно постоянной и весьма ограниченной пропускной способностью каналов и все возрастающим в ходе общественной практики объемом информации, в результате чего возникают информационные заторы, «пробки», приводящие к информационным революциям. Каждая информационная революция разрешает на определенное время это противоречие созданием принципиально новых каналов, имеющих большие пропускные способности.
Таким образом, рассмотрение понятия и механизма смены информационных коммуникаций становится теоретической основой информационных революций, объясняет их природу, цели и результаты.
Итак, информация - первооснова мира. Все, что нас окружает, везде и всюду информация, информация внутри нас и вне нас.
В конце XX века ее социальное значение резко усилилось. Возросли информационные потребности общества и отдельной личности. Возник информационный рынок. Происходящие в обществе изменения, однако, не исчерпываются оперированием огромными, растущими в геометрической прогрессии объемами информации, перерабатываемой посредством новых информационных технологий. Одновременно идет убыстрение темпов экономического, социального, политического и культурного развития общества.
Под развитием понимается необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Основные типы развития общества - эволюция и революция. Этому есть научное объяснение. Так, основой развития человека, человечества в целом, является необходимость перемен. Перемены не связаны прямо со структурными особенностями общественной ситуации, что кажется на первый взгляд, что лежит па поверхности. Перемены в жизни отдельного человека, человечества зависят от наличия культурного сознания. Это обязательное условие развития мира, существования человеческой цивилизации. Информация играет особую роль в социальном развитии, она «провоцирует» перемены. Человек постоянно сталкивается с чем-то новым и неожиданным, живет в условиях неопределенности. Желание уменьшить эту неопределенность приводит к росту объема используемой информации. Наращивание новой информации и увеличение её объема, приходящего к несоответствию с пропускной способностью каналов коммуникаций, влечет за собой информационные революции. Информационная революция представляет собой качественный скачок в способах переработки информации. Этот скачок становится необходимым для преодоления несоответствия между ростом количества циркулирующей в обществе социальной информации и возможностями ее использования. Результатом каждой информационной революции является замена существующей формы материального носителя информации на более совершенную, соответствующую возможностям нового витка развития общества.
Каждая революция решает свои задачи и приводит к определенным социальным последствиям. Здесь всегда прослеживается закономерность: информационная революция сопровождается общественным прогрессом (или даже его предопределяет), а общественный прогресс стимулирует совершенствование или коренную смену формы материального носителя информации. Ученые выделяют пять великих информационных революций, которые оказали решающее воздействие на возможности человечества в освоении мира и на дальнейшее прогрессирующее развитие общества.
Первая информационная революция связана со стихийно возникшей в процессе совместной трудовой деятельности членораздельной речью - человеческим языком. По мере усложнения форм организации коллективной жизни увеличивалась необходимость информационного обмена между индивидами. Язык стал мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания, поскольку язык есть способ выражения и сообщения мыслей, всей совокупности знания и представлений людей о мире. Непосредственная связь с мышлением обеспечивает языку возможность осуществлять коммуникативную функцию, наращивать, хранить и совершенствовать полученные с его помощью знания.
Социальная сущность языка проявилась в эпоху палеолита, древнего каменного века - начала истории человечества. На протяжении тысячелетий устная речь объединяла людей одним речевым кодом. Так создавались племена и союзы, которые становились хранителями, носителями и наследниками накопленной информации. Говоря современным языком, формировался банк данных, родовой информационный фонд, сохраняющий культурный опыт поколений. Естественно, информационный фонд палеолита был беден, он соответствовал кругу жизненных представлений древних людей и не мог существовать вне их памяти. Когда был накоплен объем информации, превышающий объем человеческой памяти, назрела необходимость в создании вспомогательных средств хранения знаний в пространстве и времени. Таким средством стала документальная фиксация информации.
С развитием социальной деятельности людей информационная картина мира все более приобретает сигнальный, знаковый характер. Первобытный человек использовал дым от костра, зарубки на дереве, наскальные рисунки, завязанные узелки, бирки и т.п. Затем на помощь довольно примитивным формам связи пришло письмо. С изобретением письменности связана вторая информационная революция.
Письменность - это система закрепления на материале (камне, папирусе, бумаге и т.п.) звуков речи и слов языка средствами условных знаков с целью передачи их содержания от одного человека другому. Раннее, так называемое «рисуночное письмо», получило название пиктография (от латинского слова «пиктус» - писанный красками и от греческого слова «графо» - пишу). На поверхности скалы или на стенах пещеры рисунки процарапывались острым орудием (камнем, раковиной, костью) или наносились краской. Рисунки - пиктограммы изображали сцены охоты, военные сообщения, религиозные формулы, любовные письма и т.д.
Особенность пиктографического письма состоит в том, что оно может быть расшифровано на любом языке. Пиктография не требует от воспринимающего информацию какой-то особой грамотности. Поэтому она стала средством связи для множества людей. Наглядность, простота и конкретность выражения мыслей позволили рисуночному письму сохраниться до наших дней. Например, оно широко применяется в торговой рекламе, карикатуре «без слов», дорожных знаках, в книгах для детей дошкольного возраста и т.д.
Дальнейшая эволюция письма связана с изменениями в общественном производстве, когда на развалинах первобытного строя складывались ранние классовые общества и государства. Управление государством требовало упорядочения письменной документации. Каждому возникающему государству требовалось заключение собственных соглашений с соседними странами, торговых сделок. С новой, рабовладельческой, общественной формацией связаны системы идеографического письма (идеография - от греческих слов «идеа» - образ, понятие и «графо» - пишу). На протяжении многих тысячелетий культурного развития человека шел постепенно процесс стилизации, схематизации пиктограмм. В письмо вводились знаки, обозначающие отвлеченные понятия. За каждым понятием закреплялся отдельный знак. Пиктограммы утрачивали изобразительный элемент и превращались в условные знаки, графические символы. Таким образом, рисунки упрощались, а само письмо становилось все сложней.
Обучение идеографическому письму всегда было нелегким и длительным. Идеограмма передает целое слово, а не звуки и не слоги, из которых слово состоит. Количество идеограмм растет с увеличением словарного запаса языка. Трудно также отыскать сходство между изображением предмета и его идеограммой. Неслучайно одним из сложных для усвоения языком остается китайский - иероглифика, основанная на идеографическом письме.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--