Контрольная работа: Инфраструктура Азиатско-Тихоокеанского региона

Инфраструктура Азиатско-Тихоокеанского региона

1. Экономическое деление Азиатско-Тихоокеанского региона

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) включает страны зарубежной Азии, а также Австралию и Океанию. Занимая огромную площадь, эти страны, в сравнении с другими регионами, имеют больше население и по многим характеристикам существенно отличаются между собой. Выделяют шесть крупнейших историко-культурных регионов: Юго-Западную Азию, Центральную Азию, Южную Азию, Юго-Восточную Азию (материковую и островную), Восточную Азию и Австралию. Границы регионов постоянно изменяются, и последние изменения связаны с распадом СССР, с последующим включением бывших советских республик в соответствующие регионы.

В зарубежной Азии существует несколько потенциальных геополитических центров: Китай, Иран, Турция, Арабский мир, при этом существенную роль играет религия, которая различна в Китае и в других крупных центрах. Даже между единоверцами-мусульманами существуют диаметрально противоположные геополитические взгляды. Считается, что в настоящее время ни один из геополитических центов не может состояться без союза с Россией или с США. США давно теоретически осознали это обстоятельство и последовательно решали задачу установления контроля над регионами, в стратегическом плане постепенно осуществляя широтную экспансию. В настоящий период они удерживают прочные связи с Израилем, Турцией, Японией, Филиппинами и Австралией.

Юго-Западный регион был областью возникновения древнейших очагов ручного (мотыжно-палочного), а позднее и пашенного земледелия с использованием ирригации в предгорных районах. Народы-земледельцы тесно общались с различными скотоводческими племенами пустынь и полупустынь засушливого пояса. Внутри юго-западно-азиатского историко-этнографического региона намечаются области: малоазийская, средиземноморская, месопотамская, аравийская, иранская и афганская.

Центрально-азиатский регион был зоной развития степной охоты и собирательства различных животноводческих хозяйственно-культурных типов населения (кочевников, высокогорных скотоводов), взаимодействующих с земледельческими группами того же пояса. В центре региона взаимодействовали народы китайско-тибетской семьи, а в западных районах - индоевропейские, в основном иранские народы. В пределах региона можно выделить монгольскую, синьцзянскую и тибетскую области.

Южно-азиатский регион охватывает южно-азиатский субконтинент вместе с предгорьями Гималаев, Шри-Ланкой и мелкими островами Индийского океана. Развито земледелие, сначала ручное, а затем пашенное. Внутри региона выделяют северо-индийскую, дехканскую и шри-ланкийскую области.

Юго-восточноазиатский регион характеризуется развитием и взаимодействием лесных собирателей и охотников с горным вариантом, рыболовов, мотыжных земледельцев и пашенных земледельцев. В пределах Юго-Восточной Азии выделяется материковая и островная части с подразделением первой на западно-китайскую (Бирма и Таиланд) и восточно-индокитайскую (Суматра, Ява, Мадера, Бала, Калимантан), восточно-индонезийскую (острова Малайского архипелага) и филиппинскую области.

В Восточно-азиатском регионе развиты хозяйственно-культурные типы двух климатических зон: субтропической влажной и умеренно засушливой. Преобладают мотыжные земледельцы, достигшие высшего развития в южной полосе региона.

В Австралии Австралийский союз - единственное в мире государство, занимающее целый континент. Он включает в себя помимо материка остров Тасманию и мелкие острова у берегов континента. Австралия и Океания составляли единую культурно-историческую область. Одно целое с Австралией составляла и Тасмания, когда на месте Бассова пролива была суша. Плохие природные условия и оторванность от мира замедлили развитие австралийских племен, находившихся на уровне охотничьего и собирательного хозяйства, без земледелия и скотоводства. К настоящему времени почти завершен процесс достижения независимости австралийскими колониальными и подопечными территориями, а во владении Австралии осталось несколько небольших островных территорий.

Океанию традиционно делят на три области: Меланезию с Новой Гвинеей, Микронезию, Полинезию с Новой Зеландией. На большинстве островов Океании природные условия благоприятны для жизни человека. В период 1960 - 1980 гг. в Океании появились первые девять независимых островных государств, а на остальных территориях Океании созданы местные органы законодательной и исполнительной власти.

2. Производственная инфраструктура АТР

Рассмотрим общую характеристику инфраструктуры данного региона, а затем наиболее развитых стран: Китая, Австралии и Японии.

В характеристике регионов Европы, Азии и Африки большое значение имеет расположенный между Африкой и Юго-Западной Азией Суэцкий канал, соединяющий Средиземное море с Красным морем и Индийским океаном и сокращающий морской путь из Европы в страны Южной и Восточной Азии на 8 - 15 тыс. км. Важное экономическое значение имеют также черноморские проливы Босфор и Дарданеллы; проливы Баб-эль-Мандебский и Ормузский, "часовые" у входов в Черное, Мраморное, Красное моря и Персидский залив.

Регион обладает богатыми запасами нефти - около 50 млрд. т разведано "черного золота", т.е. около 60% всех нефтяных запасов бывшего капиталистического мира. Имеются огромные запасы природного газа - около 10 трлн. м3 , т.е.2% мировых запасов. Обнаружены и добываются хромитовые, железные, медные, марганцевые, свинцовые, цинковые, сурьмяные и молибденовые руды, а также фосфориты и бокситы.

Преобладающая часть крестьян - безземельные крестьяне, владельцы парцеллярных наделов земли, не обеспечивающие им прожиточного минимума. Несколько облегчает положение крестьян создание в отдельных развивающихся странах снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных кооперативов. Однако ежегодно много крестьян уходят в поисках заработков в города. Городское население состоит из ремесленников, торговцев и фабрично-заводских рабочих. В промышленности ручным трудом занято более 2/3 рабочих. Среди городского населения - значительная прослойка государственных служащих, интеллигенции. Среди предпринимателей преобладают владельцы небольших семейных мастерских и лавок без применения наемного труда, многие из которых находятся в зависимости от торговцев-поставщиков, заказы которых они выполняют.

Страны Юго-Западной Азии производят ценное сырье, занимающее видное место на международном рынке: Турция - мировой поставщик мохеровой шерсти, из которых вяжут трикотажные изделия; Афганистан - крупный экспортер каракуля и каракульчи; мировой известностью пользуется сорт кофе Мокко из Йемена. Свыше 80% мирового производства фиников принадлежит Ираку. Турецкий и иракский твердый ячмень широко используется для пивоварения и производства макаронных изделий. Из Турции экспортируется изюм, орех фундук, валонея и лакрица. Иран - не только мировой поставщик нефти, он еще и крупнейший экспортер хлопка и сушеных фруктов (сабзы, миндаля и др.). Широко известны в мире ковры Ирана, трикотажные и текстильные изделия из Сирии.

В составе экономического и социального Совета ООН для нужд АТР на мировом уровне функционирует экономическая и социальная комиссия - для Западной Азии (Иордания); экономическая и социальная комиссия - для Азии и Тихого океана (Таиланд). В регионе функционирует международная организация - Организация экономического содружества (ОЭС) со штаб-квартирой в Тегеране. Несколько региональных экономических организаций существует в Западной Азии:

Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) со штаб-квартирой в Саудовской Аравии;

Совет арабского экономического единства (САЭЕ) со штаб-квартирой в Каире;

Организация арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК) со штаб-квартирой в Кувейте.

Страны других регионов также объединяются в составе различных организаций, например, Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество (Сингапур). Больше свои усилия координируют страны Персидского залива (за исключением Ирана и Ирака), а меньше - бывшие азиатские республики СССР, Афганистан и Пакистан.

Крупнейшее в мире государство (по количеству населения) - Китай, расположено в Центральной и Восточной Азии. Многие районы Китая отличаются солидными запасами полезных ископаемых. Основу топливного запаса страны составляет уголь, обеспечивающий ресурсами на 70% энергетику промышленности и быта; затем идет нефть - 23%, природный газ - 3% и гидроэнергия - 4%. Учтенные запасы угля оцениваются в 600 млрд. т., и в большей части они хорошего качества: более 2/3 битуминозные, частично - коксующиеся. Северный Китай - единственный район, располагающий излишками угля. Китай также относится к странам, богатым нефтью. Крупные запасы нефти выявлены в Северно-Западном Китае, месторождения нефти имеются и на северо-востоке Китая. Нефтепереработка нефти отстает от ее добычи. Сырая нефть доставляется в другие центры как водным транспортом, так и за счет развитой сети трубопроводов.

Более 80% электроэнергии дают тепловые электростанции. Они в основном средние и мелкие, невелики и мощности отдельных электроагрегатов, установленных на них. Нехватка электроэнергии является слабым местом народного хозяйства Китая. Ресурсы гидроэнергии оцениваются в 680 млн. кВт, но гидропотенциал используется в небольших размерах. Сооружаются малые ГЭС мощностью 5 - 12 тыс. кВт. Отдельные системы электропередачи не объединены между собой, и возможности использования энергетических мощностей используются недостаточно.

Из всех видов транспорта Китая наибольшую роль играет железнодорожный, на долю которого приходится более 50% грузооборота и пассажирских перевозок, но в среднем на 1 тыс. км2 территории приходится 5,1 км железнодорожного полотна (в Индии - 20 км, в Японии - 30 км). Первостепенное значение имеют железнодорожные магистрали, пересекающие страну с севера на юг, куда следует основной поток грузов. Две железнодорожные магистрали действуют в широтном направлении, как и течение важнейших рек. Водным транспортом перевозится около 40% грузооборота, а общая протяженность судоходных внутренних водных путей составляет 126 тыс. км.

В Японии в состав отраслевой производственной инфраструктуры общего назначения включают грузовой транспорт; оптовую торговлю; электро-, газо- и водоснабжение; складское хозяйство; связь, телекоммуникации, информационное обслуживание; сферу деловых услуг. В этой стране значительно развиты услуги в области обеспечения производства информацией. В целом производственная инфраструктура Японии общего назначения является одной из крупнейших сфер экономики. В стране функционирует более 500 тыс. компаний, в том числе в оптовой торговле - 240 тыс., на транспорте - 85 тыс., в сфере деловых услуг - около 70 тыс.

Довольно долго основой энергетики Японии являлись уголь, вода и древесина, а импорт топлива играл дополнительную роль. С ростом тяжелой промышленности резко возросли масштабы потребления импортной нефти и коксующегося угля. Переработкой нефти занято 50 нефтеперегонных заводов общей мощностью 300 млн. т. На долю жидкого топлива в топливно-энергетическом балансе Японии приходится более 2/3 общего потребления, на долю угля - 20% и около 7% - на долю гидроэнергии. Возрастает потребление газа, что обусловлено его высоким коэффициентом полезного действия, по сравнению с другими видами топлива. В Японии насчитывается свыше 1 тыс. электростанций. Основой электроэнергетики являются тепловые станции. Общая мощность 570 гидростанций составляет 20 млн. кВт. В ядерной энергетике активную роль играют влиятельные монополии "Мицуи", "Мицубиси", "Сумитомо", использующие урановое сырье в основном из Африки. Общее протяжение линий электропередач в Японии достигает 60 тыс. км.

К началу 1980-х гг. оптовая торговля была сконцентрирована в 9 универсальных торговых компаниях и в складских корпорациях. Однако изменение экономического развития (курс на экономию ресурсов, переход преимущественно на мелкосерийное производство) потребовало внесения изменений в систему материального обращения. Грузовой транспорт представлен несколькими крупнейшими компаниями, входящими в финансово-промышленные объединения.

В современный период складывается новая система организации транспортной сети, главными элементами которой становятся скоростные автомобильные магистрали и аэропорты. Через скоростные магистрали проходит более 50% перевозимых грузов. Эти магистрали охватывают территории, где производится более 70% промышленной продукции. Соединяясь в одну сеть с аэропортами, они обеспечивают быструю доставку в различные районы страны и за рубеж скоропортящейся сельскохозяйственной продукции и электронику. Характер изменения грузовых перевозок заключается во все большем развитии систем перевозок грузов небольшими партиями по нерегулярным маршрутам, это касается морского и воздушного транспорта. Широкое распространение получила специализация средств транспорта и транспортных объектов. Началось использования новых видов судов - комбинированных многоцелевых. Универсальные порты преобразуются в специализированные для одного вида грузов, например, нефти, газа, угля. Аналогичные процессы происходят и других отраслях обращения материальной продукции.

Основное звено железнодорожной системы Японии - сверхскоростная магистраль Синкансэн. Скорость экспресса "Хикари" достигает 220 км/ч. при средней скорости - 150 км/ч. Функционирует скоростная магистраль Токио - Ниигата. Железнодорожное движение имеется между портом Симоносеки на юге Хонсю и портом Модзи на севере Кюсю через подводный тоннель Канмон протяженностью 3, 4 км, оборудованный для автомобильного и пешеходного движения. Строится тоннель протяженностью 54 км через пролив Цугару, соединяющий порты Аомори на севере Хонсю и Хакодате на юге Хоккайдо. Шоссейные дороги делятся на четыре категории: государственные, префектурные, городские и сельские. Общая их протяженность - свыше 1 млн. км. Эти дороги связывают не только города, но и все важные населенные пункты страны. Метро имеется в Токио, Иокогаме, Осаке, Кобе, Нагое, Саппоро, а в столице эксплуатируется и монорельсовая дорога.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 158
Бесплатно скачать Контрольная работа: Инфраструктура Азиатско-Тихоокеанского региона