Контрольная работа: Искусство профессионального общения социолога
Введение
1. Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей
2. Профессиональное общение и его составляющие
3. Профессиональная этика общения социолога
4. Психология профессионального общения социолога
5. Коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста-социолога
Заключение
Список литературы
Введение
Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни.
Социологи исследует формы общения внутри различных социальных групп и между группами, различия в типах общения, вызванные социальными причинами. Однако, деловое общение является не только необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений между людьми, но и определенным критерием, характеризующим профессиональную компетентность социолога.
Культура общения составляет важную часть профессиональной культуры, а для таких профессий, как социолог, преподаватель, журналист, менеджер, юрист - ведущую часть, поскольку для этих профессий речь является основным орудием труда.
Профессиональная культура социолога включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения. И именно раскрытие этих вопросов является целью данной работы .
Объектом исследования выступает культура общения в целом, а предметом – искусство профессионального общения социолога.
1. Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей
Без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.
В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения.
В результате общения достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаи-модействие индивидов, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную деятельность.
Так как общение представляет собой довольно сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук - философы, социологи, культурологи, психологи и лингвисты.
· Философы изучают место общения в жизни человека и общества, роль общения в развитии человека.
· Социологи исследует формы общения внутри различных социальных групп и между группами, различия в типах общения, вызванные социальными причинами.
· Психологи рассматривают общение как форму деятельности и поведения человека, рассматривают индивидуальные психотипические особенности общения, а также место общения в структуре индивидуального сознания.
· Культурологи устанавливают взаимосвязи между типами культур и формами общения.
· Лингвисты исследуют языковую и речевую природу социального и межличностного общения[1] .
Социальная природа общения. Социальность человеческого общения проявляется в его следующих качествах:
историческая связь актов общения друг с другом;
способность общения быть выразителем общественного сознания;
способность общения формировать и использовать культуру.
Общение как деятельность регулируется мотивами и целями. Мотив представляет собой причину, побуждающую человека к определенной деятельности. Общим мотивом речевой деятельности является необходимость установления информационного и эмоционального контакта с другими людьми. Цели речевой деятельности включают поддержание социальных и личных взаимоотношений, организацию труда, быта и досуга человека.
Как и всякая другая деятельность, речевая деятельность имеет иерархическую структуру, включающую ведущий и фоновый уровни. Ведущий уровень составляется основными действиями, направляющими всю деятельность к реализации цели, фоновый уровень включает дополнительные действия, обеспечивающие выполнение основных. Действия фонового уровня чаще всего характеризуются автоматизмом. В общении ведущие действия состоят в формировании и восприятии содержательной стороны высказываний, а фоновыми является психические операции озвучивания и восприятия высказываний. Речевая деятельность на родном языке в нормальном случае характеризуется очень высокой степенью автоматизма.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--