Контрольная работа: Исполнительная власть в РФ

В любом государстве власть носит государственный характер. Государственная власть – это часть социальной власти и средство социального управления. Все демократические страны в качестве конституционной основы, конституционного принципа осуществления государственной власти используют принцип разделения властей.

Принцип разделения властей известен мировому сообществу с давних времен. Еще древние греки использовали данный принцип для укрепления государственного строя, гарантии его от изменений, потрясений и различных катаклизмов.

Суть принципа разделения властей состоит в том, что государственная власть исходит от народа, едина и неделима, самостоятельна и не зависит ни от какой другой власти. Вся власть в государстве принадлежит народу, а он делегирует ее органами государственной власти, составляющими государственный аппарат.

Чтобы исключить возможность сконцентрировать в своих руках всю власть и бесконтрольно пользоваться ею, единая государственная власть функционально делиться на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную, т.е. по видам деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий, обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из ветвей власти не может принять на себя функции другой, и в то же время они тесно взаимодействуют между собой, образуя государственный механизм.

Остановимся подробней на одной из них – исполнительной власти.


Правительство: порядок формирования и структура

Коллегиальным органом исполнительной власти является правительство. Это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство государственным управлением (орган, коллегиально принимающий решения). В состав правительства входят руководители министерств и руководители центральных ведомств. Правительство, как и другие органы власти, осуществляет исполнительную государственную власть в стране. Исполнительная власть есть власть по выполнению законов, по реализации их в жизнь любыми законными мерами, включая принуждение. Одновременно исполнительная власть осуществляет необходимые организационные меры, распорядительную деятельность, издает индивидуальные и нормативные правовые акты. В современных условиях исполнительная власть является чаще исполнительно-распорядительной, выступает как организующая деятельность государства, что все вместе составляет управленческую деятельность государства.

От других государственных органов правительство отличается своим предметом и сферой деятельности. Исполнительная власть (правительство) занимается организацией исполнения законов, обеспечивает управление государственным аппаратом и обеспечивает экономику страны. Оно имеет свою территориальную систему подчиненных ему органов исполнительной власти. Исполнительная власть обладает наиболее разветвленной системой разнообразных государственных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих в центре и на местах.

Органы исполнительной власти подчинены строгой иерархии, основанной на подчинении. Они вправе непосредственно обязывать подчиненные органы, указывая им, как следует действовать, как решать тот или иной вопрос.

Исполнительная власть – объективная необходимость, без нее не может функционировать государство. Исполнительная власть по Конституции принадлежит только правительству. Правительство подчиняется закону.

Формирование правительства зависит от формы правления. Во многих странах новое правительство всегда назначается после выборов парламента и (или) президента.

В соответствии с п. «а, д» ст.83 Конституции Российской Федерации установлены полномочия Президента Российской Федерации по отношению к деятельности исполнительной власти РФ – Правительства РФ. Президент РФ назначает Председателя

Правительства РФ. До акта назначения он должен получить согласие Государственной Думы.

После назначения на должность Председатель Правительства не позднее недельного срока представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти и предлагает Президенту РФ кандидатуры других членов Правительства РФ.

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются и освобождаются от должности по предложению Председателя Правительства РФ соответствующими указами Президента РФ. Заместителей федеральных министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти назначает на должности и освобождает от должностей Правительство РФ.

Правительство РФ является общефедеральным исполнительным и распорядительным органом государственной власти Российской Федерации. В его состав входят: Председатель, его заместители и федеральные министры. Правительство – не выборный орган.


Конституционный статус Правительства РФ

Президентско-парламентская форма правления, установленная в России Конституцией РФ, предопределила положение Правительства РФ в системе органов государственной власти. Правительство РФ – федеральный орган исполнительной власти общей компетенции. Положение Правительства среди других органов российского государства определяется его полномочиями, закрепленными в Конституции РФ, федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», федеральными законами, нормативными указами Президента РФ и другими нормативными актами. В части 1 статьи 114 Конституции РФ перечислены общие полномочия Правительства РФ. Полномочия Правительства РФ можно разделить на несколько групп:

· в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики;

· в социальной сфере, в сфере науки, культуры и образования;

· в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

· в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан;

· в сфере обеспечения обороны и государственной безопасности;

· в сфере внешней политики и международных отношений.

К полномочиям Правительства РФ в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики относятся: разработка государственной и инвестиционной политики; управление федеральной собственностью; общее руководство таможенным делом; разработка и представление в Государственную Думу федерального бюджета, который принимается Государственной Думой в виде федерального закона; обеспечение исполнения федерального бюджета; разработка и реализация налоговой политики и др.

К полномочиям Правительства РФ в социальной сфере, в сфере науки, культуры и образования, в частности, относятся: принятие мер по реализации трудовых прав граждан; разработка и реализация программ сокращения и ликвидации безработицы и др.

К полномочиям Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан относятся: разработка и реализация мер по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов; осуществление мер по обеспечению деятельности органов судебной власти и др.

Полномочия федерального Правительства охватывают все сферы жизни и деятельности общества.

Правительство РФ руководит работой федеральных министров и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы. Оно вносит в Государственную Думу различные финансовые законопроекты, законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, которые могут быть внесены в Государственную Думу лишь при наличии заключения Правительства РФ.

Правительство полномочно издавать постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 144
Бесплатно скачать Контрольная работа: Исполнительная власть в РФ