Контрольная работа: Исследование использования информационных технологий в социальной работе
1. Исследование. Информационные технологии в социальной работе.
1.1 Проблема исследования
1.2 Гипотеза исследования.
2. Анкета.
1. Исследование. Информационные технологии в социальной работе
1.1 Проблема исследования
В социальной работе информационные технологии еще только начинают внедряться, скорее всего, вследствие низкого финансирования социальных служб. Однако систематизация информации, быстрый поиск, легкое изменение и управление при большом потоке информации в системе управления социальной работой невозможно без обеспечения информационными технологиями. Необходимость использования информационных технологий в управлении социальной работой очевидна. Внедрение информационных технологий в систему управления социальной работой как минимум приведет к повышению уровня квалификации специалистов социальной сферы и снизит уровень вертикальной взаимосвязи. В управлении социальной работой большинства российских городов не реализовано интегрированное управление всеми службами социальной защиты населения, хотя существует довольно большой спектр социальных проблем как у специалистов, оказывающих помощь, так и проблем общества в целом: недостаточная обеспеченность информационными методическими материалами по решаемым ими проблемам, законодательными актами, консультативными базами; отсутствие коммуникационных связей со специалистами других городов, регионов; скорость реагирования отделов по социальной защите населения на просьбы граждан, затягивание в оформлении и поиске документов, зачастую приводит к тому, что люди отказываются обращаться за социальной помощью; сложная ситуация на службах занятости в связи с недостаточной базой данных предложений о работе и многие другие проблемы.
1.2 Гипотеза исследования
На наш взгляд, в современной российской социальной системе существует нежелание и неготовность социальных работников использовать в своей работе информационные системы (компьютеры, видео, средства массовой информации или их сочетание). Что исходит как от их консервативности, так и от отсутствия понимания эффективности использования данных средств.
Предмет исследования : готовность социальных работников использования информационных технологий в социальной сфере.
Объект исследования: работа с информационными технологиями Центра социального обслуживания населения Заводского района города Саратова.
Инструмент исследования.
Для изучения уровня знаний социальных работников в сфере социальной информатики была разработана анкета. Анкету можно условно разделить на 6 тематических блоков. Первый блок содержит вопросы о применяемых информационных технологиях в Центре социального обслуживания. На наш взгляд наличие современного программного обеспечения для построения инфраструктуры электронного документооборота является важным индикатором в изучаемой проблеме.
Второй блок посвящён уровню компьютерной грамотности персонала ЦСОН. Ещё один значимый индикатор в изучении уровня осведомлённости социальных работников в использовании информационных технологий в социальной сфере – это уверенное владение компьютером, офисными программами, базами данных и свободное ориентирование в сети Интернет.
Третий блок анкеты включает вопросы об использовании в работе центра глобальной сети интернет. Особую значимость в этом блоке имеет вопрос, касающийся информационно-справочных услуг, оказываемых центром населению.
Ещё один важный индикатор готовности социальных работников работать с информационными технологиями – это осведомлённость о формирование единого информационного пространства социальной сферы на федеральном и региональном уровнях. Показателем владения информацией является и умение использовать в работе электронные ресурсы других ведомств, например официальный сайт «Социальное развитие саратовской области».
Ну и конечно, немаловажным фактором в исследуемой проблеме имеет личное отношение социальных работников к информационным технологиям и перспективам их использования в работе центра.
Последний блок вопросов предназначен для получения характеристик респондентов. На наш взгляд, социальные работники более молодого возраста, имеющие высшее образование, будут более подготовлены к использованию в своей работе к использованию информационных технологий. Также такие работники полнее понимают необходимость внедрения инновационных подходов в социальную защиту населения.
Примеры характеристик переменных, используемых в анкете, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика переменных.
№ | Переменная | Тип | Значение | Интерпретация |
1 | Отметьте те виды программного обеспечения, которые имеются в наличие в ЦСОН. | Многовариантный вопрос. | Номинальная шкала | Уровень технологического обеспечения ЦСОН |
3 | Как вы оцениваете свой уровень владения компьютером? | Ранговая | Оценочная шкала | Уровень компьютерной грамотности сотрудников ЦСОН |
4 | Отметьте, какими офисными программами вы владеете? | Многовариантный вопрос | Номинальная шкала | Уровень владения программным обеспечением. |
7 | Отметьте способы, с помощью которых ЦСОН оказывает информационно-справочные услуги населению? | Многовариантный вопрос | Номинальная шкала | Использование информационных технологий в работе ЦСОН |
12 | Знаете ли вы о внедрении в Саратовской области с 2006 года автоматизированной электронной системы «Электронный социальный регистр населения»? | Альтернативный вопрос | Интервальная шкала | Информированность сотрудников о действующих информационных программах города. |
17 | Считаете ли вы необходимым внедрение информационных технологий в работу ЦСОН? | Альтернативный вопрос | Интервальная шкала | Отношение работников к использованию информационных технологий. |
Предлагаем использовать частотный метод анализа данных.
2. Анкета
Добрый день! Мы проводим изучение опыта использования информационных технологий в системе социальной защиты населения. Ответьте, пожалуйста, на наши вопросы.
1.Отметьте те виды программного обеспечения, которые имеются в наличие в ЦСОН.
Компьютер.
Принтер.
Сканер.
Факс.
Другое__________________
2.Считаете ли вы достаточным обеспечение ЦСОН программным обеспечением?
1. Да.
2. Нет.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--