Контрольная работа: Исследование методики "Патохарактерологический диагностический опросник"

Исследование тестовой методики

Содержание

1. Название, назначение, год издания методики. 3

2. Описание теоретического конструкта. 4

3. Описание диагностического конструкта. 5

4. Краткая информация о валидности и надежности методики. 9

5. Технология проведения методики. 10

6. Особенности обработки и интерпретации данных. Тестовые нормы.. 12

7. Обработка результатов исследования с помощью построения графика 15

8. Специальные дополнительные шкалы.. 16

9. Практика применения методики. 16

Список литературы.. 17

1. Название, назначение, год издания методики

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) - опросник, предназначенный для определения типов акцентуации характера и вариантов конституциональной психопатии, психопатических развитий и органических психопатий в подростковом и юношеском возрасте (14-18 лет). Является реализацией типологического подхода к исследованию личности. Предложен А.Е. Личко в 1970 г.

ПДО неоднократно пересматривался с целью усовершенствования: последние данные об основных шкалах опубликованы в 1983 г. С помощью ПДО могут быть диагностированы следующие типы психопатий и акцентуаций характера: гипертимный; циклоидный; лабильный; астеноневротический; сенситивный; психастенический; шизоидный; эпилептоидный; истероидный; неустойчивый; конформный.

А.Е. Личко помимо названных выделяет смешанные типы, достаточно часто встречающихся при акцентуациях характера и психопатиях. Они двояки по своей природе и определяются автором как:

а) промежуточные типы, в которых сочетания обусловлены эндогенно;

б) амальгамные - формирующиеся в течение жизни вследствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в условиях длительного воздействия каких-либо неблагоприятных факторов.

Помимо диагностики типов психопатий и акцентуаций характера объективная шкала ПДО дает возможность получения дополнительных диагностических показателей. К ним относятся:

1) показатели диссимуляции откровенности, позволяющие оценить достоверность результатов;

2) индекс B (brain minimal damage), указывающий возможность изменений характера вследствие резидуального органического поражения головного мозга;

3) показатель отражения реакции эмансипации - стремление освободиться от контроля, оценки старших;

4) показатель психологической склонности к алкоголизации;

5) показатель психологической склонности к делинквентности, т.е. проступкам, правонарушениям;

6) показатель мужественности - женственности, позволяющий судить о преобладании тех или иных качеств в общей системе личностных отношений. Шкала субъективных оценок предназначена для выяснения того, каким видит свой характер сам обследуемый (или каким хочет его представить).

На основе полученных данных можно сделать вывод об адекватности самооценки.А.Е. Личко указывает на то, что совпадение результатов по этой шкале с клинической характеристикой типа, т.е. правильная самооценка, зависит как от степени психотизации, так и от типа характера[1] .

2. Описание теоретического конструкта

Предпосылками для создания ПДО послужили опыт психиатрии и концепция психологии отношений.

На основании описания типов патологических характеров в руководствах и монографиях: Э. Крепелина, Э. Кречмера, К. Шнайдера, П.Б. Ганнушкина, Г.Е. Сухаревой, К. Леонгарда, А.Е. Личко были составлены наборы фраз, отражающие отношения при разных типах характера к ряду жизненных проблем, актуальных в подростковом возрасте. В число таких проблем вошли оценка собственных витальных функций (самочувствие, сон, аппетит, сексуальное влечение) отношение к окружению (родителям, друзьям, незнакомым и т.д.) и к некоторым абстрактным категориям (к правилам и законам, к опеке и наставлениям, к критике в свой адрес и др.). В эти наборы были включены фразы индифферентные, не имеющие диагностического значения.

Принцип отношения к личностным проблемам, заимствованный из психологии отношений (А.Ф. Лазурский, С.Л. Франк, В.Н. Мясищев), был использован для диагностики типов характера, т. к оценка испытуемым своих отношений оказалась более объективной и надежной, чем данные исследований, в которых подростку предлагают самому отметить у себя те или иные черты характера[2] .

3. Описание диагностического конструкта

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 193
Бесплатно скачать Контрольная работа: Исследование методики "Патохарактерологический диагностический опросник"