Контрольная работа: История паломнического туризма
Содержание
Введение
Глава 1. Определение паломничества
Глава 2. История паломнического туризма
Параграф 2.1 Центры паломничества мировых религий
Параграф 2.2 Европейские средневековые традиции
Параграф 2.3 Паломничество в древней Руси и России
Заключение
Введение
Человечеству на протяжении всей его многовековой истории было свойственно стремление к миропознанию и первооткрывательству в целях развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поисков ресурсов и новых транспортных путей. К числу наиболее ранних путешественников следует отнести, прежде всего, паломников, которые внесли значительный вклад в развитие путешествий.
Паломники различных конфессий, устремленные целями распространения своей религии, поклонениям святыням и их защиты, совершали труднейшие и длительные, по тем временам, путешествия.
Всенародное верование в то, что молитва более действительна в определенных местностях, имеющих то или иное отношение к божеству или святилищу, было принято уже у народов античного мира (и даже ранее). Греки и римляне предпринимали путешествия к отдаленным храмам, например к Оракулу в Дельфы, германцы стекались к священным рощам. Иудеи в великие праздники ежегодно странствовали в Иерусалим. В христианском мире паломничество в страну, где совершались божественные деяния Спасителя (в Палестину), вошли в традиции в IV в., главным образом – под влиянием примера св. Елены, матери императора Константина, путешествие которой к святым местам привело к воздвижению Креста Господня и устройству храма в Иерусалиме. К концу IV в. отцы церкви (Григорий Нисский) из соображений нравственного свойства запрещали паломничество, но, тем не менее, со временем паломничество по высочайшему благословению было признано церковью делом богоугодным. Все восемь крестовых походов, по существу, были грандиозным, массовым паломничеством с различной степенью успеха предприятия.
В настоящее время основу религиозного туризма составляют паломничество и богомолье, имеющие огромнейшие масштабы своей деятельности. Например, массовое паломничество приверженцев ислама в Мекку или христиан к Гробу Господню в Иерусалим, посещение святых мест в религиозные и другие праздники.
Глава 1. Определение паломничества
Паломничество – хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями.[1] Паломничество известно с древности, в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах. Известно также светское и политическое паломничество, путешествия в около- или псевдопаломнической сфере – событийный туризм на религиозные праздники и церемонии, а также обычный туризм на культовые объекты с познавательными целями, более точно характеризуемый как культурно-религиозный. В настоящий момент паломники всех видов широко пользуются услугами туристской индустрии, создаются специальные туристические фирмы, организующие такие туры с обслуживанием и экскурсиями на местах. Потоки паломников, интенсивно возрастающие в дни религиозных событий и праздников, оказывают влияние на формирование индустрии перевозок.
Религиозное паломничество, в отличие от культурно-религиозных познавательных (а часто и развлекательных) или культурно-исторических путешествий, имеет свои цели, адекватные устоям, столпам, догмам и канонам религии, традиции, сложившиеся веками, и несет определенный верованием глубоко духовный смысл совершения обряда. Религиозным паломничеством исторически занимались и занимаются в настоящее время специальные паломнические службы, создаваемые религиозными центрами той или иной конфессии. Религиозное паломничество как вид особой деятельности регулируется, прежде всего, религиозными правовыми нормами, поскольку по существу духовного содержания это религиозный обряд. Одновременно такое паломничество – это и путешествие, часто достаточно дальнее, и сам паломник, и организаторы паломничества руководствуются и обязаны соблюдать правовые нормы и правила бытия, как данного государства, так и международные и национальные (других государств), если это путешествие связано с посещением святынь в других странах, пересечением государственных границ.
Паломничество – наиболее ранний вид организованного туризма в нашей цивилизации. Все виды паломничества по своим общим признакам, несомненно, относятся к путешествиям и ранним формам туризма и на этапе последних 200 лет – к туризму. Они содержат все единообразно определяемые признаки туризма и туристического продукта: планирование, перевозка, размещение, питание, торговля, сопровождение, охрана. Следует отметить, что моральные принципы и образ поведения паломника значительно отличаются от более свободных моральных устоев и образа обычных туристов.
Религиозное паломничество стоит несколько обособленно и учитывает национальные особенности правового пространства и соотношение взаимосвязи религии и конкретного государства. Есть государства, в которых религия тесно и неразрывно связана с государственным устройством, например исламские республики, в других государствах религия может быть отделена от государства, таким государством является Россия. Новые реформы экономики и власти в России существенно изменили отношение государственной власти к религии и ее место в жизни общества. Паломничество к российским святыням, а также и великое паломничество, обретают масштабность. Здесь тесно смыкаются правовые концепции современного общества и древние религиозные устои. Возникают коллизии налогового регулирования, трудности определения и отделения религиозных паломников от обычных туристов, которые наравне с первыми посещают святые места, причем все подряд (иудейские, христианские, мусульманские) для удовлетворения познавательных и развлекательных устремлений, воспринимая религиозную церемонию как шоу. В результате чаще всего люди, истинно верующие, терпят неудобства, притеснения, ущемления своих прав на объектах, принадлежащих их религии, затруднения в отправлении обрядов. Наблюдается столкновение интересов крупного туристического бизнеса, использующего объекты культурного наследия как туристические ресурсы, и интересов религиозных общин, в ведении которых эти объекты переданы и находятся, восстанавливаются и содержатся на их средства и средства верующих.
Глава 2. История паломнического туризма
Параграф 2.1 Центры паломничества мировых религий
Общей основой паломничества является верование, достаточно общее для всех культов и религий, что молитва или обряд должен увязываться с определенным местом, природным или рукотворным объектом, имеющим какое-либо отношение к божеству или иным образом почитаемому явлению. Это могут быть вершины гор, камни и скалы, реки и озера, источники и родники, деревья, рощи. К рукотворным объектам в первую очередь относятся жертвенные места, храмы, захоронения. Особое место занимают захоронения или мощи высокочтимых людей, причисляемых к божествам, канонизированным святым, национальным героям, вождям и др.
Что касается основных четырех мировых религий, то тут сомневаться не приходится: христиане, мусульмане и евреи за Святую Землю почитают территорию древней Палестины – центр и сосредоточение святынь находится в Иерусалиме, где один из храмов мирно (сегодня) одновременно делят несколько религиозных конфессий. Для евреев Иерусалим – Земля Обетованная – был центром паломничества задолго до возникновения христианства и остается таковым и в наши дни. Здесь есть Стена Плача, священное место, посещение которой обязательно для евреев. Стена символизирует память разрушения в 70 г. города и Второго храма римлянами в наказание за восстание иудеев. Она сложена из камней, составлявших основу храма Ирода и храма царя Соломона. Для евреев в современном Иерусалиме есть объекты паломничества новейшей истории. К таким следует отнести Йод-Ва-Шем – обитель скорби, зал памяти шести миллионов евреев, зверски убитых нацистами. Зал сооружен в 1957 г. и является важным объектом паломничества евреев всего мира.
Для мусульман истинный центр паломничества находится в Мекке. Согласно канонам ислама в число моральных принципов мусульманина положены пять основ (столпов), в которые входит обязательное паломничество в Мекку. После этого мусульманин становится на другую, более высокую, ступень общественной иерархии и всеобщего уважения, причем состоятельные люди в силу немощи или иных уважительных причин могут послать в хадж слугу или поверенного. Святое место – мечеть Аль-Хараам, в которой находится Кааба – святилище в виде большого куба из серо-зеленых гранитных блоков. В основе положен квадрат, одна диагональ которого направлена с севера на юг, а другая с запада на восток. В одном из углов Каабы укреплен черный камень. Главное действие в кульминации паломничества – совершение обхождения Каабы в направлении против часовой стрелки и прикосновение к черному камню. Аль- Хараам – одна из самых больших мечетей в мире. Сюда собирается ежегодно на первые десять дней месяца зуль-хиджра до 2 млн. паломников. Есть и другие не менее важные составляющие ритуала хаджа, например, побивание дьявола камнями, стояние на горе Арафат, жертвоприношение. Вторым по значению для мусульманского паломничества является город Медина, где похоронен сам пророк. Здесь есть мечеть, где выгорожено место глинобитной хижины, в которой жил пророк Мухаммад и находится его могила. Значительное количество святых мест ислама есть и в Иерусалиме. Это храм, именуемый Купол Скалы, восьмиугольная мечеть, святое место, куда был принесен пророк Мухаммад во время своего легендарного ночного путешествия из Мекки в иные отдаленные мечети.
Сикхи совершают паломничество в Золотой храм в городе Амристсаре на севере Индии. В храме хранится священная книга Гкуру Грант Сагиб, в которой записаны основные положения учения сикхизма. Буддисты в паломнических целях совершают повторные пути странствий Будды. Приверженцы индуизма посещают святые места в храм Джагдиш Шивы в Раджастане, другие храмы Шивы, святые места Кришны и Вишны, а также совершают омовение в водах реки Ганг. Также совершается паломничество к истокам Ганга.
В христианстве паломничество на Святую Землю, где совершал свои деяния Спаситель, относятся к периоду IV в. В сфере паломничества католическая церковь различала великое и малое паломничество. К первому относили паломничества к Гробу Господня в Иерусалим, в Рим, в Сантьяго де Компостелу (испанская Галисия) и Лорето. Паломнический путь (великое паломничество) и святыня для христиан-католиков всего мира объявлены папской буллой в XII в. – папа римский Александр III провозгласил Компостелу святым городом наряду с Иерусалимом и Римом. Для совершения обрядов и отпущения грехов следовало (и следует в настоящем) пройти паломнический путь, в древности совершенный св. Иаковом, и посетить город Компостела (центр Европы для христиан). Это паломничество ближе и доступнее для северных и западных европейцев, чем Иерусалим и Рим.
В православии к великому паломничеству относились путешествия на св. Землю, посещение Константинополя (Царьграда), Афона. К малым относили паломничества к местным святыням, мощам святых. В 1087 г. мощи св. Николая Мирликийского, архиепископа и чудотворца, участника первого Вселенского Собора, канонизированного церковью, чтимого у всех христиан, были перенесены в г. Барии в Италии. 9 мая почти 1000 лет празднуется день св. Николая (Угодника). Он считается покровителем путешествующих, в особенности мореплавателей. Малое паломничество признают все конфессии, поскольку абсолютно всем совершать великое просто невозможно. Был разработан и реализуется до настоящего времени институт традиций обмена между религиозными центрами частичками мощей, священных атрибутов, икон.
Параграф 2.2 Европейские средневековые традиции
Великое и малое паломничество церковь стала налагать как епитимью, а с XIII в. и светские суды Западной Европы стали приговаривать к паломничеству убийц, но в XIV и XV вв. светские суды отказались от наложения большого паломничества, ограничиваясь малым, но зато неоднократным. Постепенно стали допускаться дальнейшие смягчения – знатный господин мог себя заменить слугой или наемником. Образовались даже светские цехи профессиональных наемных паломников, которые вскоре сильно размножились, так как этот «божий» промысел оказался весьма прибыльным. В XVI в. общины снаряжали на свой счет паломников.
В древней Руси профессиональных паломников именовали калики или калеки перехожие. Сначала такой калика перехожий ходил в Иерусалим, в Царьград, на Афон, потом странствовал по отечественным святыням.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--