Контрольная работа: Качество и конкурентоспособность товаров

Считается, что реализация комплекса мероприятий улучшения качества продукции и окружающей среды, обеспечение их безопасности гарантирует потребителю комфорт, выгоду и защиту. В связи с этим проблему улучшения качества можно рассматривать в экологическом аспекте. «Экологически чистая» продукция является одной из актуальных человеческих потребностей настоящего. «Экологически чистая продукция» определяется как продукция, которая не наносит ущерба окружающей природной среде и здоровью человека в процессах производства, эксплуатации, под время и после утилизации. Свойства и конструктивные особенности продукции выступают важными компонентами ее конкурентоспособности.

В результате колебаний в преимуществах, которые потребители (покупатели) предпочитают экологическим качествам продукции, на предприятиях изменяется уровень продажи. Растут расходы предприятий на удовлетворение определенных требований к качеству продукции, улучшение ее экологических свойств. В условиях мировой конкуренции качество продукции приобретает все большее значение. Производитель должен заботиться о наличии спроса на собственную продукцию, причем основным условием ее конкурентоспособности является улучшение ее качества, которое достигается лишь при высоком ранге организации производства, его технического оснащения.

Качество представляет собой систему производства продукции, работ или услуг, которая обеспечивает стабильный имидж предприятия.

В условиях современного мирового экологического кризиса приобретает большую актуальность проблема обязательной экологической сертификации. На сегодня экологический сертификат выступает определяющим фактором конкурентоспособности многих видов продукции.

«Экологическая сертификация выступает одним из новых видов сертификации и направлена, в первую очередь, на то, чтобы стимулировать производителей к внедрению новых технологических процессов и разработке товаров, которые будут минимально загрязнять окружающую среду и создадут для потребителей гарантию безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества граждан» [1, с.162].

Введение системы экологической сертификации призвано реализовать требования законодательства в отрасли охраны окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности, ввести экологически безопасные производства и технологические процессы, выдерживать требований экологической безопасности и предотвращать загрязнение окружающей природной среды.

В процессе разработки подходов к созданию и укреплению общего европейского рынка Европейское Содружество стремится создать жесткую систему экологического законодательства и контроля за выполнением его требований. Основными этапами осуществления экологической сертификации является экологический аудит и экологический консалтинг.

Одним из лидеров апробации новых рыночных инструментов экологического менеджмента является Великобритания, где в 1990 году приняли стандарт «Экологический акт» (Environmental Act), после чего в 1992 году появился Стандарт в сфере систем экологического менеджмента BS 7750 (Specification for Environmental Management System), который был подготовлен Британским институтом Стандартизации в соответствии с запросами Британской Конфедерации Промышленности. Позже к Великобритании присоединились другие государства, а сам стандарт служил основой для подготовки международных документов. BS 7750 включает у себя описание процедуры аудирования и отображает требования к аудиторскому плану.

В марте в 1992 году для Европейского Содружества были разработаны «Требования к экоаудиту» с целью создания стимулов использования приемов и методов экологического аудита для оценки деятельности предприятий. Требования были подготовлены в соответствии с программой экологических действий, основанной на выводах и рекомендациях доклада Игру Брундтланд «Наше общее будущее» (1987р.) и «Хартии бизнеса с целью постоянного развития» (Международная торгово-промышленная палата, 1991г.). В 1993г. были целиком согласованы и опубликованы требования к созданию Схемы экологического менеджмента и аудита, после чего предприятия получили возможность быть сертификованными в соответствии с ЕМАS с 1995г.

Следует отметить, что основой философии экологического менеджмента в развитых странах мира выступает система качества (TQM), направленная на эффективное получение высококачественных продукции и услуг (на весь жизненный цикл – от сырья через производство до жизни собственно продукции и окончательного размещения отходов).

Одной из наиболее значительных международных экологических инициатив является появление серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях (ISO 14000). Решение о разработке ISO 14000 является результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи навысшем уровне по вопросам окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Стандарт ISO 14000 разрабатывался Техническим комитетом 207 (ТС 207) Международной Организации Стандартизации (ISO) с учетом международных стандартов по системам менеджмента качества продукции (ISO 9000), соответственно которому сертификовано более 70000 предприятий мира. Система стандартов обеспечивает уменьшение неблагоприятного влияния на окружающую среду и человека на трех уровнях; организационному (улучшение экологического поведения корпораций), национальному (создание существенных дополнений к нормативной базе и совершенствованию государственной экономической политики), международному (улучшение условий международной торговли).

В систему стандартов входят документы трех основных групп:

-принципы создания и использования систем экологического менеджмента;

-инструменты экологического контроля и оценки;

-стандарты, ориентированные на продукцию.

Официально стандарты ISO 14000 являются добровольными. Предприятия могут применять стандарты ISO I4000 для внутренних и внешних потребностей. Создание системы внутреннего экологического аудита предоставит предприятию эффективный инструмент управления совокупностью всех действий на окружающую природную среду. Внешние потребности применения системы стандартов ISO заключаются в демонстрации потребителям соответствия современным требованиям качества продукции.

Изменения в подходах к обеспечению качества продукции требуют новых подходов к маркетинговой деятельности. С целью формирования концепции защиты потребителей и окружающей среды от опасной продукции следует инструменты комплекса маркетинга модифицировать с учетом экологического фактора, то есть осуществлять экологическую маркировку, экологическую сертификацию, экологические коммуникации, экологический аудит.

В рамках действующей в Украине системы защиты прав и интересов потребителей создан и функционирует ряд механизмов защиты потребителей от некачественной и опасной продукции. В то же время, эта система в большей степени направлена на контроль деятельности предприятий и не в полной мере использует другие возможности повышения защищенности потребителей (информирование и обучение потребителей, мотивирование предприятий к повышению потребительской удовлетворенности и тому подобное).

Согласно Закону Украины «Об экологической экспертизе» от 9 февраля 1995 года продукция, реализация которой может привести к нарушению экологических нормативов, негативному влиянию на состояние окружающей природной среды, созданию угрозы здоровью людей, является объектом экологической экспертизы (статья 7).

Все потребители на территории Украины при приобретении или использовании продукции для удовлетворения своих потребностей имеют право на [2];

-государственную защиту своих интересов;

-гарантированный уровень потребления;

-надлежащее качество продукции, торгового и других видов обслуживания:

-безопасность продукции;

-достоверную информацию о количестве, качестве и ассортименте продукции;

- возмещение убытков, нанесенных продукцией неподобающего качества, возмещение вреда, причиненного продукцией, опасной для жизни и здоровья людей;

-обращение в суд и в другие уполномоченные государственные органы защитой нарушенных прав;

- объединения в общества, союзы и другие общественные формирования.

Государство обеспечивает гражданам защиту их экономических интересов как потребителей, дает возможность свободного выбора продукции, а также ее изготовителей и продавцов, получения знаний и квалификации, необходимых в соответствии с их потребностями, гарантирует приобретение или получение другими законными способами продукции в объемах, которые обеспечивают уровень потребления, достаточный для поддержания нормального здоровья и надлежащей жизнедеятельности.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 159
Бесплатно скачать Контрольная работа: Качество и конкурентоспособность товаров