Контрольная работа: Хозяйственные занятия жителей Камчатки
Выполнил
Косенко Андрей Вадимович
Проверила
Толкачева Наталья Владимировна
Петропавловск-Камчатский
2010 г.
Содержание
1. Хозяйственные занятия эвенков
2. Раскопки в лагере командора на о. Беринга во второй половине ХХ в
3. Сражение 20 августа 1854 г
1. Хозяйственные занятия эвенков
У эвенков и эвенов побережья Охотского моря и Камчатки, как и прежде, практикуются перекочевки по большому замкнутому кругу протяженностью в один конец до 200 км и более. Весной стада перегоняются вверх по течению реки в горные районы пли в тундру, где достаточно кормов и меньше кровососущих насекомых, изнуряющих оленей и препятствующих повышению их живого веса. Здесь стада выпасаются в течение всего лета. В начале осени начинается движение в обратном направлении - к побережью моря, па зимние пастбища. На этом отрезке пути определяются как место для разделения на маточное стадо и стадо самцов-производителей, так и отдельные маршруты для двух стад, выбирается хорошо защищенное от ветров место для отела важенок, происходящего в апреле. Прежде разделение на стадо самцов и маточное происходило весной в специально устроенных загонах из нарт. В настоящее время для отбивки используются корали из брезента, огораживающие отдельные участки местности. Раньше у коряков исчисление года начиналось после отела, что и сейчас еще сохраняется в традициях старшего поколения. В низовьях рек невдалеке от побережья осенью иногда ловят лососевых, что служит для оленеводов подсобным занятием.
Эвены Быстринекого района Камчатской области за время перекочевок по круговому маршруту делают примерно 40 стоянок, срок пребывания на которых зависит от кормовой площадки пастбища и погодных условий. Во время сильного снегопада или метели перекочевки не проводятся. Как правило, оленеводы задерживаются на стоянках от 1-2 дней до недели, редко больше. В течение этого времени олени пасутся в районе стойбища. На пути продвижения по маршруту эвены и эвенки обычно устраивают систему традиционных подсобных сооружений. амбаров, предназначенных для хранения зимних видов транспорта и некоторых продуктов питания. В этих амбарах хранятся нарты, лыжи, зимняя одежда и обувь, сушеное оленье мясо, мука, соль и т.п. Подсобные сооружения устанавливаются на пути следования оленьего стада с таким расчетом, чтобы во время прохождения маршрута именно к началу зимних холодов Оленеводы были обеспечены теплой одеждой и средствами передвижения. Обычно на пути следования стада ставятся четыре-пять таких амбаров. Аналогичная традиционная система хозяйственных построек сохраняется также у живущих на стыке севера Камчатки и Чукотки чересполостно с эвенами и коряками чукчей, что, очевидно, является результатом заимствования у гусоязычных обитателей региона.
В отличие от эвенов у оленеводов-коряков существуют и долговременные летние базовые стоянки, называемые летниками, на которых живут старики, занимающиеся охотой, рыбной ловлей, ремонтом упряжи, нарт, и женщины. Основное занятие женщин - шитье одежды, спальных мешков, выделка шкур. На летниках сохраняются также запасы продуктов и транспортные средства, ненужные в летнее время. Как и раньше, обитатели летников кочуют мало. В то время как женщины и старики остаются на летниках, оленеводы со стадами продвигаются по намеченным маршрутам. Такая разница между эвенами и коряками объясняется традициями крупностадного оленеводства коряков и чукчей, отличавшегося от оленеводства тунгусоязычных этносов, более мобильных в силу того, что до революции у них одним из главных занятий являлась охота на мясного и пушного зверя. Стада оленей эвенов и эвенков в основном были меньше, чем у чукчей и коряков, и почти все имущество перевозилось при перекочевках с помощью вьючных животных.
Коряки периодически устраивают летники и зимники на одном и том же месте, что связано с прохождением оленьими стадами определенных маршрутов и наличием кормов на пастбищных участках. У эвенов с прохождением из года в год но одному маршруту, кроме установки на пути следования стада амбаров связана также заготовка на местах стоянок топлива, обычно кедрового стланика. Стланик рубят осенью, с тем чтобы он высох и был пригоден для использования через год. Однако движение по замкнутому кругу характерно не для всех оленеводческих бригад, работающих в определенных для них районах. Многие, если позволяет наличие кормов для оленей, передвигаются со стадами только в сопках и долинах горных рек, вне четкой системы передвижения к побережью и обратно, и не спускаются в низовья рек. Отсутствие кровососущих насекомых в удаленных от низменностей местах обеспечивает прибавку у животных в весе.
У охотских эвенков и эвенов, в частности аркинских, практикуется другая форма выпаса оленей, которая сохранилась и получила развитие в советское время, - выпас животных на огороженных, изгородями (дарпйрами) участках. В дореволюционное время тунгусоязычные этносы Охотского побережья часто использовали рельеф для устройства огороженных "пастбищ, с тем чтобы сохранить стадо от потерь. Согласно С.К. Патканову, эвенки, кочующие вдоль Оймяконского тракта, делали в ущельях завалы, которые препятствовали уходу животных за пределы отведенного им участка. В настоящее время применение эвенами и особенно эвенками изгородей, отгораживающих пастбищные участки, на Востоке Сибири широко практикуется в Охотском. Тугуро-Чумикапском и других районах Хабаровского края. Огороженные участки для выпаса позволяют даже при небольшом числе пастухов наблюдать за большим стадом, дают животным возможность относительно свободного передвижения и предохраняют их от нападения хищников, особенно волков, которых отпугивает запах человека, медикаментов, сохраняющийся на древесине изгороди.
Как правило, для огороженных пастбищ выбираются части долин горных рек с хорошими водопоями и богатой растительностью, что требует знания пастбищных территорий, а также традиционных знаний о сезонных миграциях оленей в определенное время года и в определенном районе. По мере истощения кормовых ресурсов участка стадо перегоняется на другой, заранее подготовленный. Изгороди не снимаются, так как после естественного восполнения кормов через год на них снова пригоняют стада. Эвены и эвенки устраивают в загонах теневые навесы, предназначенные для защиты животных от солнца в жаркое время года. Ранее у тунгусов также существовали подобного рода сооружения, которые строились летом. Эти навесы имели вид получума и назывались калтака.
В соответствии с традициями осуществляются также собственно выпас и уход за животными на базовых стоянках. Со стадом оленеводы дежурят в течение суток, сменяя друг друга по очереди через каждые 8-12 часов. В зависимости от количества оленей в стаде и времени суток с животными могут находиться один-два и более человек. В обязанности дежурных входит постоянное наблюдение за стадом во время пастьбы и при перегоне на новое место выпаса и разыскивание оленей в случае, если несколько животных отобьются от стада, охрана их, особенно молодняка, от хищников, и т. п. За отбившимися животными летом следуют пешком, а зимой на лыжах или на нартах. Пастухи, долгое время работающие в стадах, наблюдательны и хорошо знают особенности животных, что позволяет быстро отобрать в стаде верховых или упряжных оленей или заметить отсутствие даже небольшого их числа.
Круглосуточное обслуживание оленьего стада подчиняется традиционным правилам, главное из которых - строгое возрастное разделение труда. Согласно этому разделению, время дежурства делится на две смены - дневную и ночную. У эвенов Охотского побережья и Камчатки дневная смена носит название кусчи, т. е. "дневная пастьба", а пастух, пасущий оленей днем называется кусчилэн. У коряков выпас днем именуется коян-так - "дневное дежурство". Производное от этого слова коян-талг'ын, т. е. "дневной пастух". Дневные пастухи обычно пожилые оленеводы. Молодежь по традиции находится со стадом ночью. Такое дежурство называется у эвенов зёвчац или зёвчач Ночной пастух именуется хвчй.щъ. Коряки называют ночное дежурство с табуном йыюк, юлен или канъюлен. Соответственно ночной пастух именуется йыюлг'ып. Деление на смены вызвано трудностью работы. Для оленеводов старшего поколения дневное дежурство менее утомительно. Пожилые люди часто пасут оленей вдвоем или втроем. Это облегчает наблюдение за стадом. Прежде у коряков люди старше 40 лет уже считались пожилыми и работали меньше молодежи.20 Молодые пастухи, более выносливые и сильные физически, обслуживают стадо в одиночку. Вдвоем они работают в том случае, если один из них, более знающий и опытный, обучает другого.
Снаряжение дежурного пастуха во многом соответствует традиционному. Оно состоит обычно из огнестрельного оружия, пояса, к которому прикрепляется нож в ножнах. - обязательная принадлежность каждого оленевода, иногда из. кресала, кремня и стружек трута (в основном у лиц пожилого возраста), используемых в случае намокания спичек, чайника, кружки, небольшого количества чая и- продовольствия (при значительном удалении от базовой стоянки), нередко также из деревянного посоха. Деревянный посох, имеющий навершие, используется оленеводами как опора при ходьбе, им погоняют оленей, защищаются в случае неожиданного нападения волка или росомахи. У каждого пастуха непременно есть также аркан длиной около 15 м, сплетенный из шкуры лахтака. Зимой снаряжение дополняется традиционной зимней одеждой., и обувью, которые шьются из шкур оленя а также лыжами-ракетками ступательного типа (у коряков) или подбитых (у эвенов).
Традиционны также ежедневный осмотр оленей, лечение копыт, кастрация (весной), отпиливание верхних ветвей рогов самцам перед гоном (в конце лета-начале осени), с тем чтобы они не повредили друг друга в брачный период, и обслуживание новорожденных телят в конце апреля после отела важенок. В традиционном оленеводстве эвенков и эвенов в период отела семьи оленеводов - родственников объединялись для совместного ухода за важенками и телятами. В настоящее время в бригады в этот период посылаются помощники.
Забой оленей на мясо, являющееся основной повседневной пищей оленеводов, а также животных, раненных хищниками или больных, производится на базовых стоянках. У эвенов в соответствии с традицией животное забивают ножом, которым, после того как оленя повалят на правый бок, прорезают сначала сердечную мышцу, а затем колют в мозжечок, что вызывает мгновенную смерть. Поражение оленя в сердце и мозжечок - основной способ забоя. Другие способы, особенно забой огнестрельным, т. е. промысловым, оружием, традиционно считаются неприемлемыми. Еще в прежние времена эвены и эвенки считали, что использование для забоя лука или ружья может принести неудачу.
Разделка оленьей туши производится также традиционным способом за очень короткое время. В качестве орудия свежевания используется только нож. Эвены до сих пор считают, что ни одна капля крови разделываемой туши не должна упасть на землю, так как это может повлиять на воспроизводство домашних животных. Поэтому под тушу всегда подкладывают ветки, мох или брезент. После этого приступают к снятию шкуры, которая отделяется от жировой прослойки и мышц при помощи кулака, энергично вводимого под кожу. Затем вскрывается брюшная полость, с нее последовательно извлекаются желудок, кишечник, сердце, легкие с дыхательным горлом, печень, почки и т. д., после чего приступают к разъединению суставов, позвонков, отделению ребер и срезанию кусков мяса. При этом кости никогда не рубят и не дробят, а рога и копыта ни в коем случае не разбрасываются беспорядочно на месте разделки или около стойбища. В основе этих правил лежат древние представления о том, что душа забитого оленя может "обидеться" за плохое отношение к животному, которое не возродится в другом. В них заключен и рациональный момент: олени, подходя близко к стоянке, могут поранить конечности лежащими на земле рогами. Поэтому рога и копыта либо аккуратно складываются в одном месте, либо укрепляются в развилках стволов или на ветках деревьев.
Во время разделки оленьей туши многое по традиции едят тут же в сыром виде. Сырыми употребляют в пищу печень и почки, нарезав их мелкими кусками, измельченные до консистенции каши легкие, глаза, хрящи носовой полости, головной и костный мозг, сухожилия ног. Объясняется это тем, что перечисленные части туши освежеванного оленя, особенно внутренности, считаются полезными для человека и даже излечивающими некоторые болезни. Например, по мнению оленеводов, теплая оленья кровь помогает страдающим болезнью легких.
Традиции коллективизма, взаимопомощи сильны до сих пор и имеют глубокие корни. В прошлом кочевая группа состояла из нескольких семей и по обычаю уважения к старшим содержала больных и немощных стариков на своем иждивении. В настоящее время эта взаимопомощь проявляется в том, что родственники или соседи усыновляют детей погибших, морально и материально поддерживают престарелых, выпасают в колхозных и стадах личных оленей пенсионеров.
Оленеводческая бригада комплектуется обычно из двух-трех семей, нередко связанных отношениями родства. Количественный состав бригады почти идентичен кочевой группе прошлого; объединявшей в основном представителей одного рода. В подобных бригадах иногда живут родственники-пенсионеры, не принимающие непосредственного участия в трудовой деятельности. В среднем в оленеводческих бригадах при стаде и 1000-1500 голов занято примерно пять-восемь человек. Из них три-пять работают пастухами, две-три чумработницы, как правило, жены оленеводов, числящиеся в штатных расписаниях как вспомогательный персонал, обслуживающий членов бригады. Преимущество родственных бригад состоит в том, что в них глубже и полнее происходит обмен опытом, а присутствие жен оленеводов обеспечивает необходимые удобства. На должность бригадира назначают: авторитетного, опытного и заслуживающего уважения человека, обычно из числа лиц старшего поколения. Его распоряжениям следуют и в повседневном быту. Особое положение бригадира в оленеводческих бригадах проявляется в том, что он никогда не пасет стадо ночью. Это, как уже отмечалось, продиктовано заботой о людях старшего поколения, стремлением облегчить их Как правило, именно бригадир или кто-либо из старшего поколения забивает животных, мясо которых предназначено для членов бригады, хотя это может сделать любой пастух, так как забою обучают с детства. После забоя, считающегося ответственным и важным делом, бригадир уходит. Разделывают тушу женщины или молодежь.
В Охотском районе Хабаровского края, в Быстринском районе Камчатской области и F других местах, где подавляющее большинство работающих в. колхозах и совхозах составляют эвены, оленеводческие бригады, как правило, представляют собой однонациональные объединения. Оленеводы из числа лиц других национальностей встречаются здесь редко. Представители пришлого населения работают в оленьих стадах в основном зоотехниками, ветеринарами.
На севере Камчатки, в Пенжинском и Олюторском районах Корякского автономного округа, где тунгусоязычное населенеи в ходе своей истории и миграций на северо-восток Сибири пришло в контакт с палеоазиатами - чукчами коряками, в настоящее время встречаются оленеводческие бригады смешанного состава - эвенско-корякские, эвенско-чукотские, корякско-чукотските, реже корякско-эвенксочукотские. Бригады смешанного национального состава - явление, присущее уже послереволюционному периоду. Но и в наши дни наблюдается стремление работать в бригаде с представителями только своего этноса, что объясняется, в частности, желанием говорить на родном языке. Характерно, что эвены, работающие в одних бригадах с коряками и чукчами и живущие в административных районах и округах с подавляющим преобладанием последних (например, в Анадырском районе), не утратили элементов своей национальной культуры. На стоянках они ставят традиционные эвенские жилища, используют верховой оленный транспорт, пользуются наряду с заимствованными от палеоазиатов предметами материальной культуры эвенов и т. д.
До сих пор у коряков и чукчей сохранились традиционные оленеводческие праздники, отражающие основные этапы годового цикла производственной деятельности. К их числу относятся весенний "праздник рогов" (килвэй), который отмечается после отела важенок и сброса ими рогов, и осенний праздник "перегон оленей" (коянайтатгыйнын). проводимый после выбраковки и забоя слабых животных перед перекочевками на зимние пастбища.
2. Раскопки в лагере командора на о. Беринга во второй половине ХХ в.
Экспедиция, работавшая на острове Беринга летом 1991 года, сделала немало интересных открытий. Именно восемь лет назад было установлено истинное место захоронения великого мореплавателя Витуса Беринга. К сожалению, срок окончания экспедиции (середина августа) совпал с антигосударственным путчем. Газеты тогда писали о другом, поэтому итоги экспедиции практически не освещались в прессе.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--