Контрольная работа: Классификация социальных технологий
Сущность социальных технологий
Социальное пространство как объект технологизации
Социальный процесс — предмет технологизации
Эффективность социальной технологии
Классификация социальных технологий
Специфика и классификация технологий в социальной работе
Литература
Сущность социальных технологий
Происходящие в России перемены, вызванные реформированием ее основных экономических, политических и социальных институтов, требуют теоретического и прикладного изучения вопросов о механизме социальных преобразований, и, прежде всего, разработки социальных технологий проведения реформ.
Технологизация деятельности современного человека, развития и функционирования общества, всего социального пространства актуализировала вопрос об определении сущности социальных технологий как общественного явления.
Как отдельное направление теории управления и социальной инженерии социальные технологии стали развиваться в начале XX в.
Понятие «социальная технология» стало использоваться в науке только в 40-х гг. XX в. Основу данного понятия составляет термин «технология», но технология не в традиционном смысле, связанном с машинами, механизмами, а в более широком — затрагивающем и социальную сферу. В научном плане социальная технология в России в своем развитии прошла несколько этапов, каждый из которых обусловлен потребностью поиска оптимальных средств для решения социальных проблем.
Первый этап — с начала XX в. до 1917 г. — характеризовался развитием промышленности, увеличением городского населения, капитализацией отношений в деревне, приведшими к расслоению общества и росту социальной напряженности. На Западе этот период связан с индустриализацией и ее последствиями в социальной сфере, появлением социальной работы как профессии, разновидности социальных технологий.
Наряду с теоретическим обоснованием технологизация социальных процессов получила развитие в социальных экспериментах, властности в проведенной в начале XXв. П.А. Столыпиным аграрной реформе, в которой уже были использованы элементы социального планирования и проектирования как необходимые составляющие любой социальной технологии. Второй этап — 20-е — первая половина 30-х гг. — совпадает с радикальными преобразованиями, начавшимися в России в после октябрьский период, с разработкой и внедрением социально-технологических концепций в практику общественной жизни. Теоретическим обоснованием возможности технологизацйи Социальных 1 процессов занимались Н.И. Кареев, П.А. Сорокин, А.А. Богданов. Шснову их концепций социальных преобразований составляли эволюционные методы, альтернативные проводившейся в тот период официальной программе революционных преобразований общества.
Так, Н.И. Кареев основой своей концепции преобразования Общества сделал технологическую схему, заимствованную из естественных наук: «изучение — диагноз — лечение» (как известно, аналогичную модель «сбор фактов — социальный диагноз — социальная терапия» в практике, социальной работы предложила ЩЛ. Ричманд в работе «Социальные диагнозы»).
П.А. Сорокин предложил свой способ улучшения и реконструкции социальной организации — своеобразную технологию социальных преобразований, основанную на четырех главных принципах, не потерявших актуальность и по сей день:
• реформы не должны противостоять человеческой природе и противоречить ее базовым инстинктам;
• тщательное научное исследование конкретных социальных условий должно предшествовать любой практической реализации реформирования;
• каждый реконструктивный эксперимент вначале следует тестировать на малом социальном материале, и лишь в том случае, если будут получены позитивные результаты, масштабы реформ могут быть увеличены;
• реформы должны проводиться в жизнь правовыми и конституционными средствами.
В то же время шел процесс разработки социально-технологических концепций применительно к социальной практике, поиска «Эффективных методов взаимодействия работника и производства, Рационализации его труда и на этой основе — повышения производительности труда.
Анализ зарубежного опыта разработки социальных технологий свидетельствует, что наиболее показательными в этом плане являются хоторнские эксперименты, проведенные в США Э. Мэйо.
в 1927—1932 гг. и обусловившие появление нового направления — «социальной инженерии».
Третий этап — 30—60-е гг. На Западе процесс разработки социальных технологий, их теоретического обоснования носил перманентный характер, и в начале 40-х гг. в Словаре по социологии, вышедшем в Нью-Йорке, появилось научное определение понятия «социальная технология: «прикладные социальные науки, искусство и мастерство, лежащие в основе социальной работы как профессии и социальное планирование и социальное проектирование как социальное управление».
В нашей стране в те годы о социальной работе как профессии еще не было и речи. Сам термин «социальная технология» не употреблялся. Однако это не означало, что социальными технологиями в стране вообще не занимались. Технологические выводы общественных наук зачастую использовались в решении широкого круга социальных проблем, идеологической, организационно-партийной работе, при разработке пятилетних планов развития народного хозяйства, трудовых коллективов. Для конца 60-х гг. была характерна реализация идей социального планирования, т.е. социальной работой (как профессиональной, так и непрофессиональной) занимались, но она обозначалась другими терминами.
Четвертый (современный) этап — 70—80-е гг. (хотя вполне возможно его распространение и на 90-е гг.) — характеризуется следующими вехами.
В 70-е гг. было особенно много издано научных работ, посвященных осмыслению как самого социального планирования, так и социальных проблем, которые оно призвано было решать, эффективности труда, текучести кадров, условий труда, социальной структуры, материального благосостояния, образа жизни, удовлетворенности трудом и др.
Социальное планирование как бы исторически предшествовало появлению понятия «социальные технологии».
К началу 80-х гг. интерес к социальному планированию начинает угасать, так как планирование процессов — это еще не решение социальных проблем, которых оказалось слишком много. Поэтому возник интерес к разработке целевых программ, сконцентрированных на решении отдельных, наиболее важных, проблем. Вслед за этим стал проявляться интерес и к социальному проектированию.
Именно в это время активно обсуждается проблема разработки и внедрения социальных технологий, хотя первые социальные технологии появляются в середине 70-х гг.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--