Контрольная работа: Конституция Российской Федерации 1993 года: особенности подготовки и принятия
Содержание
Введение
Конституция Российской Федерации 1993 года: особенности подготовки и принятия
Заключение
Библиографический список использованной литературы
Введение
Прежде чем рассмотреть вопрос об особенности подготовки и принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, нужно остановиться на причинах, которые послужили необходимости принятия новой Конституции.
В 1985 году в Советском Союзе с приходом нового генсека М.С. Горбачева начались проводиться реформы, направленным на частичное обновление существующей системы. В СССР началась перестройка.
На момент начала перестройки в РСФСР действовала Конституция РСФСР, принятая в 1978 году Верховным Советом РСФСР. Конституция РСФСР практически полностью копировала Конституцию СССР, принятую в 1977 году. Права и свободы граждан были закреплены в отрыве от международных стандартов и подчинялись целям "коммунистического строительства". Республика объявлялась "советской", "социалистической", но не правовой. Механизм государственной власти игнорировал принцип разделения властей, независимое правосудие.
Конституция с таким содержанием сразу стала резко входить в острое противоречие с процессами перестройки, начавшимися в 1985 году.
Однопартийная система, существовавшая до этого в СССР, постепенно трансформировалась в многопартийную политическую систему, что свою очередь привело к новым условиям для реализации гражданами своей политической воли. Стали появляться новые политические партии и общественные организации.
Плановая экономика, основанная на монопольном положении государственной собственности и централизованном государственном управлении, стала постепенно замещаться рыночными экономическими отношениями, чему должно способствовать равноправие всех форм собственности, их равной юридической защиты, свобода предпринимательства и торговли, конкуренция.
На смену одной официальной коммунистической идеологии пришло идеологическое и религиозное многообразие, на основе которых стала утверждаться свобода мысли и слова, получила развитие гласность.
Изменился и государственно-правовой статус Российской Федерации. РСФСР, входившая в состав Союза СССР с 1922 г., 12 июня 1990 года приняла Декларацию о государственном суверенитете, провозгласив себя суверенным и независимым государством, полноправным субъектом международного права. Это привело к тому, что Россия как суверенное государство получила членство в таких организациях как Организация Объединенных Наций, Международный Валютный Фонд и др.
Поменялся и правовой статус автономий, входящих в состав РСФСР. Они стали развиваться как равноправные субъекты в составе Российской Федерации.
Все эти изменения показали несостоятельность старой Конституции РСФСР. В новых условиях необходимо было принять новую Конституцию, отвечающей сложившейся действительности.
Конституция Российской Федерации 1993 года:особенности подготовки и принятия
Перемены общественного строя после начала процесса перестройки в СССР и Российской Федерации не могли не отразиться на содержании Конституции РСФСР 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась. Процесс реформирования, начавшийся в 1989 году шел по линии постепенного изменения прежде всего ее сущностных характеристик.
Начавшийся процесс перестройки, демократизации всех сторон жизни общества, в правовой форме в РСФСР был ознаменован Законом "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР", и "О выборах народных депутатов в РСФСР", принятых в 1989 году. С принятием этих законов существенно изменилась система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов.
В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов в составе 1068 депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет – постоянно действующий законодательный, исполнительный, распорядительный и контрольный орган РФ.
К ведению Съезда был отнесен широкий круг вопросов, в том числе принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений.
Тем не менее, страна продолжала жить по старой конституции, статьи которой существенным образом расходились с проводимыми в стране преобразованиями. Чтобы устранить эти несоответствия, в редакцию старой конституции по-прежнему вносились определенные и изменения, и дополнения, оказывающие влияние на ее содержание. Подобное массовое и спешное внесение поправок в конституционный текст порождало в нем несогласованность статей.
В целях разработки нового проекта Конституции на 1 Съезде народных депутатов 22 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия, председателем которой стал Б.Н. Ельцин - председатель Верховного Совета Российской Федерации. В состав комиссии вошли представители всех республик, краев, областей, национальных автономий.
Поначалу работа комиссии проходила довольно быстро и уже через четыре месяца проект новой конституции был готов. Этот первый проект новой Конституции России, одобренный Верховным Советом России предусматривал парламентскую форму правления и низведение статуса президента до номинального статуса главы государства.
После его доработки с учетом поступивших замечаний по решению Конституционной комиссии первый вариант проекта был опубликован в печати для обсуждения.
По решению Конституционной комиссии официальный проект Конституции был внесен в октябре 1991 года на рассмотрение V внеочередного Съезда народных депутатов.
После рассмотрения проект дорабатывался с учетом нового законодательства, предложений народных депутатов, должностных лиц, государственных органов, специалистов, граждан.
В марте 1992 года официальный проект Конституции Российской Федерации был повторно опубликован в печати.
VIСъезд народных депутатов России принял 18 апреля 1992 г. постановление "О проекте Конституции Российской Федерации и порядке дальнейшей работы над ним", в котором одобрил концепцию конституционных реформ, основные положения официального проекта новой Конституции и поручил Конституционной комиссии доработать проект и подготовить его для повторного обсуждения Верховным Советом Российской Федерации.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--