Контрольная работа: Конституционно-правовой статус счётных палат зарубежных стран
3. Советом Министров Республики Польша был ратифицирован международный договор с Республикой Литва о военном сотрудничестве. По истечении 10 дней он был направлен в Парламент для утверждения и принятия соответствующего закона во исполнение международного договора. Соответствует ли данные процедуры Конституции Польши? Если нет, то какие нарушения были допущены? Возможна ли ратификация международных договоров на референдуме?
Не соответствуют.
В соответствии с п. 10 ч. 4 ст. 146 Совет Министров заключает международные договоры, требующие ратификации. Так как это закон о военном сотрудничестве, то в соответствии со ст. 89 его ратификация требует выраженного в законе предварительного согласия Парламента, после чего Президент Республики Польша в соответствии с ч. 1 ст. 133 ратифицирует международные договоры, о чем уведомляет Сейм и Сенат. Президент Республики до ратификации международного договора может обратиться в Конституционный Трибунал с предложением рассмотреть вопрос его соответствия Конституции.
Согласно ст. 90 Республика Польша может на основании международного договора передать международной организации или международному органу компетенцию органов государственной власти по некоторым делам.
О выражении согласия на ратификацию такого договора может быть постановлено общепольским референдумом.
4. Конституционно-правовой статус Счетных палат в зарубежных странах
В мире издавна существует практика парламентского контроля, основанная на идеях разделения единой государственной власти на несколько независимых, но взаимосвязанных ветвей власти, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга. Право утверждения и контроля исполнения бюджета рассматривается как "королевское право" парламента.
Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль является неотъемлемым элементом демократического правового общества, поскольку обеспечивает предоставление обществу объективной информации об использовании государственных и муниципальных финансовых ресурсов и ответственность органов власти за законность, и эффективность финансового управления.
Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль реализуется контрольно-счетными органами, создаваемыми законодательными (представительными) органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления .
Анализ законодательства зарубежных стран свидетельствует, с одной стороны, о многообразии форм внешнего финансового контроля, с другой стороны, о единстве, общности в содержательном смысле функций и принципов этого контроля.
За рубежом внешний финансовый контроль за исполнением бюджета осуществляется специальным финансово-контрольным органом - Счетной палатой (Австрия, Германия, Испания, Франция), генеральным отчетным управлением (США), Офисом генерального аудита (Канада, Швеция), комитетом государственной отчетности (Великобритании), счетным судом (Бразилия, Румыния, Португалия, Турция) и др.
Как правило, на органы внешнего финансового контроля возлагается ответственность за:
- аудит государственных финансов (доходов и расходов),
- обеспечение финансовой безупречности и подотчетности государственной системы и др.
Так, в Австрии Счетная палата обязана осуществлять всеобъемлющий (внешний) финансовый контроль исходя из принципов бухгалтерской правильности, экономичности, экономической эффективности и целесообразности использования бюджетных средств. Счетная палата должна давать заключения на новые законодательные акты, в частности, в отношении их финансовых последствий.
В отличие от других стран Счетная палата Австрии сама готовит итоговый отчет о финансовой деятельности Федерации. Совместно с Министерством финансов Счетная палата регламентирует правила финансовой отчетности на федеральном уровне.
В Великобритании Национальное контрольное управление обладает полномочиями изучать экономичность, эффективность и рентабельность использования бюджетных средств, но не уполномочено проверять бюджетные показатели, подготавливаемые правительственными органами. Выплаты из Консолидированного фонда и Фонда национальных займов производятся только в форме кредита, предоставляемого Министерству финансов начальником Национального контрольного управления, в сумме, соответствующей закону.
В Греции аудит исполнения государственного бюджета, проводимый Судом Аудита, включает три основных задачи:
- призвать тех, кто управляет государственными средствами (как распорядителей, так и бухгалтеров), к отчету перед Судом Аудита;
- рассматривать любые споры, возникающие при проверках;
- информировать законодателей о юридически правомерном и надлежащем управлении государственными средствами со стороны исполнительной власти.
Ст. 136 Конституции Испании определяет Счетную палату как "высший орган финансовой проверки отчетов и экономического управления государства, а также государственного сектора экономики". Законодательные акты, регулирующие деятельность Счетной палаты Испании, дают ей право предлагать меры по совершенствованию экономико-финансового управления государственного сектора.
Во Франции закон 2001 г. устанавливает представление бюджета через задачи и программы, соответственно Счетная палата с 2007 г. начнет осуществлять сертификацию "законности, правдивости и правильности счетов государства".
В Литве закон о структуре бюджета требует, чтобы отчет высшего органа финансового контроля включал оценку использования утвержденных ассигнований на достижение программных целей с позиций эффективности, степени достижения программных целей, соблюдения закона.
В Канаде контроль государственных финансов осуществляется посредством аудита программ правительства и финансовой деятельности по факту (апостериори). Основное требование к расходованию средств - целевое использование, экономичность и эффективность, наличие процедур для измерения эффективности программы.
В Германии Федеральная счетная палата наделена правом проверки всех решений, которые приводят к изменениям доходов или расходов. Одним из направлений ее финансового контроля является рентабельное и экономное использование средств, возможность выполнения задач при меньшей численности персонала или при меньших материальных затратах или же возможность более эффективного их выполнения другими методами.
В США Генеральное отчетное управление, кроме выполнения контрольных функций, осуществляет:
- анализ и оценку программ;
- разработку отдельных статей или законопроектов в целом;
- разработку методик анализа и оценки финансовой деятельности;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--