Контрольная работа: Концепции развития психики
Содержание
Введение
1. Развитие психики в филогенезе
2. Становление низших форм поведения и психики (концепция Леонтьева –Фабри)
3. Культурно-историческая концепция развития психики
4. Развитие высших психических процессов
5. Развитие психики животных и человека
6. Физиологические основы психики человека
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В переводе с древнегреческого психология – это наука о душе, и, следовательно, ее предметом является "душа", или психика. Но что такое психика и психические явления? Существуют различные точки зрения на этот сложный и многогранный феномен, каким является "психика" или "душа". Большинство из них относится к идеалистическому, или к материалистическому толкованию.
В отечественной психологической науке при изучении психических явлений, как правило, исходят с позиций диалектического материализма, что предполагает использование рационалистического способа познания, основанного на эксперименте. Благодаря экспериментальным исследованиям сегодня мы знаем, что существует определенная взаимосвязь между психическим и биологическим.
Следует отметить, что столь сложные психические процессы, наблюдаемые у человека, стали возможны лишь вследствие длительной эволюции живых организмов, исторического развития человечества и индивидуального развития конкретного индивида.
1. Развитие психики в филогенезе
Психика – это свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Существует значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств.
Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так амеба удаляется от одних раздражителей и приближается к другим.
По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство – раздражимость. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменений условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений – "тропизм".
Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внешних и внутренних условий предопределяют возникновение более сложных форм реагирования – чувствительности. Чувствительность характеризует общую способность к ощущениям.
С возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные.
Появление у определенного класса животных чувствительности может рассматриваться как появление нового типа приспособления к внешней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появлении процессов поведения.
Поведение – это сложный комплекс реакций животного организма на воздействие внешней среды.
Живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который обладает способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлено наличием у человека сознания.
Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно историческому существу.
С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.
Человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность. Благодаря сознанию человек обладает возможностью самостоятельно регулировать свое поведение. "Я- концепция" является ядром его системы саморегуляции.
Адекватность поведения человека определяется степенью его практичности.
В упрощенном виде критичность – это способность осознавать различие между "хорошо" и "плохо". Благодаря кртичности у человека формируются идеалы и создается представление о морально-нравственных ценностях.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--