Контрольная работа: Концепция пенитенциарной школы
Введение …………………………………………………………………………3
1. Цели и задачи психологической службы……………………………….4
2. Принципы построения пенитенциарной школы………………………..5
3. Основные направления работы психолога в пенитенциарном учреждении………………………………………………………………………....7
3. 1. Психодиагностическое………………………………………………8
3.2. Коррекционное……………………………………………………….9
3.3. Культурно –просветительское……………………………………...11
4. Список литературы………………………………………………………...13
Введение
По данным министерства юстиции России, на 1 января 2002 года в исправительных учреждениях страны находилось 1 млн. 200 тыс. человек. Это при населении страны 145 млн. человек. Если учесть , что столько же людей сидели в тюрьмах СССР в 1937 году, когда население страны достигало 189 млн. человек, легко представить масштабы социального бедствия.
По числу заключённых Россия лидирует в мире (около 800 заключённых на 100 тысяч населения ). 30 % осужденных в исправительных колониях и 70 % в воспитательных не имеют основного общего образования, а около 700 человек обучаются в 1-4 классах. Эта статистика лишний раз доказывает, какую важную роль в социальной реабилитации может играть средняя школа, как актуальна разработка и выбор психологических и педагогических технологий.
В исправительные учреждения люди попадают из самых разных общественных групп – от необразованных маргиналов до научных работников и крупных бизнесменов. Образовательный ценз их различен, поэтому согласно статье 108, ч. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, все лица в возрасте до 30 лет, не имеющие основного среднего образования ( 9 классов), обязаны учиться в школах при ИУ.
Многие из осужденных утратили способности к учебной деятельности в связи с большим перерывом в учёбе. Поэтому первым шагом в их перевоспитании является приобщение к общественно - полезному труду и обучение в общеобразовательной школе, т. е. направление творческого потенциала осужденного в полезное русло.
Чем полнее будут учтены способности осужденных при распределении их по участкам, бригадам, специальностям, тем выше будет эффект их социальной реабилитации. [ 2]
Цели психологической службы:
· Содействие администрации учреждения в создании социальной ситуации развития, обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития осужденных;
· Содействие в приобретении заключёнными психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
· Оказание помощи в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, состояния здоровья.
Изучение способностей учащихся помогает решать ряд важных задач :
· развивать волевые, эмоциональные, интеллектуальные и нравственные качества личности осужденных;
· осуществить правильный профессиональный отбор поступивших в колонию, в интересах общества;
· развивать способности осужденных в процессе производственной деятельности;
· наметить профессиональную ориентацию освободившихся из колонии лиц, психологически подготовить их к труду на свободе;
· переключить способности, имеющие антиобщественную направленность, на полезную для общества деятельность.
В каждом человеке есть доброе начало, и это начало нужно лишь беречь и развивать. Мысль Достоевского Ф. М., что каждый человек самоценен, должна быть положена в основу всей деятельности пенитенциарной школы. Потенциальные возможности души каждого человека поистине беспредельны. Это относится и к тем, кто совершил преступление. Выдающийся врач и философ прошлого века, наш соотечественник Ф. П. Гааз был убеждён, что наказание при всей его суровости не должно быть мучительным и жестоким и что преступник – это человек неучастный, вызывающий жалость и сострадание. Он считал, что преступление чаще всего бывает несчастьем, следствием порока и нищеты, отражением окружающей среды человека.
Каждый человек нуждается в психологической защите, утешении, в той
психотерапии, к которой обращается масса людей, не состоящих на учёте в психиатрических клиниках, но в то же время переживающих состояние глубокого психологического дискомфорта, подсознательно ищущих помощи.
В классических обществах эту функцию выполняет церковь. В условиях пенитенциарных систем, где медицина технизирована и малочисленна, а церковь ( хоть и уважаема) слаба, эту функцию должна выполнять школа.
Отсюда вытекает первый принцип построения модели пенитенциарной школы – функционирование в гуманистической (феноменологической) парадигме образования, при которой человек – главная ценность педагогической культуры . Школа должна не только транслировать знания, сохранять национальную память, но и дать возможность каждому ученику глубже понять себя и окружающих, раскрыть свой творческий потенциал, самореализоваться.
Учитывая большую пестроту возрастного, национального, конфессионального состава учащихся и характер совершённых ими преступлений, вторым принципом следует провозгласить личностно -ориентированный подход к образованию, так как именно ему присущи человекообразующие функции – сохранение и восстановление телесного и душевного здоровья, личной свободы, духовности, нравственности, поиск смысла жизни.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--