Контрольная работа: Культура Востока

Введение

1.Формационное своеобразие культуры Востока

2. Модели культуры цивилизаций Древнего Востока

3. Специфика развития культуры Востока: от древности к современности

4. Особенности «восточной» культуры в её сопоставлении с «западной»

Заключение

Список использованных источников


Введение

Если бы мы могли взглянуть на карту Старого Света около 1 тысячелетия до н. э, то могли бы обнаружить полосу государств, протянувшихся с запада на восток от Древнего Египта до Китая, образованную культурой цивилизаций Древнего Востока. Как правило, начало их образования относят к VI-IV тысячелетиям до н. э. Конец падает на начало нашей эры. Культуры цивилизаций Древнего Востока - наиболее древние из известных нам цивилизаций. Во многом о культуре древних цивилизаций мы можем судить по письменным источникам, но не меньший материал дают и данные археологии, филологии и другие источники. Исследователей давно привлекает к себе культура Востока вообще и древнего Востока в частности. Здесь сложилась своеобразная культура, которая отличается от европейской.

Роль восточной культуры сейчас, явно возрастает, растёт и интерес к восточной культуре. Поэтому поднимаемый в данной работе вопрос о своеобразии культур востока является своевременным и актуальным.

Цель работы – выявить своеобразие и отличительные черты культур востока.

Цель работы конкретизируется следующими задачами:

- выявить формационное своеобразие культуры Востока;

- изучить модели культуры цивилизаций Древнего Востока;

- охарактеризовать специфику развития культуры Востока: от древности к современности;

- проанализировать особенности «восточной» культуры в её сопоставлении с «западной».

Цели и задачи раскрываются в соответствии с планом работы.

В работе использованы публикации отечественных авторов: Радугина А. А., Гуревича П. С., Розина М. В. И др.


1.Формационное своеобразие культуры Востока

К какому формационному типу отнести восточную культуру? К. А. Витфогель охарактеризовал «восточное общество» как первобытнообщинный строй с эксплуататорским государством. Ф. Тёкеи полагал, что Китай со II в. до н. э уже был феодальным и оставался таковым вплоть до ХIХ века. Ф. Тёкеи, а за ним и Ж. Шено считали, что «нетипичную» линию исторического развития образует уже культура Древней Греции, а следовательно, и европейская культура. В то время как остальной мир, в том числе и восточные культуры, цивилизации, следовал естественным путем. Сходные тезисы отстаивали Е. С. Варга и Л. А. Седов.

Для того, чтобы обосновать правильность существования «азиатского способа производства», а значит и особого «азиатского», «восточного» типа культуры, необходимо было обосновать четыре параметра: особый, азиатский, уровень развития производительных сил; особую систему отношений собственности; особые методы присвоения эксплуататорами прибавочного продукта; нерабовладельческую, но, в то же время, и не феодальную классовую структуру.

В целом, выделить эти параметры не удалось. Таким образом, говорить об особом «азиатском» типе культуры Востока не приходится, но можно и нужно говорить о своеобразии культуры Востока. Ведь один и тот же базис «может обнаружить в своём проявлении бесконечные вариации и градации».

Ю.В. Качановский выделил пять основных черт, в которых проявляется своеобразие исторического развития Востока:

1. более сильная тенденция сохранения общинных структур;

2. важная экономическая роль государства;

3. установление верховной собственности на землю;

4. тенденция развития феодализма без крупного помещичьего хозяйства;

5. централизованная, деспотичная власть.

В качестве характерных черт «азиатского» общества и его культуры можно назвать: для характеристики производительных сил - уровень, обусловленный их искусственным невозрастанием; в качестве особой системы отношений собственности - система государственно-бюрократических, иерархических отношений; в качестве особых методов присвоения прибавочного продукта - метод эксплуатации знаний, превентивное перераспределение прибавочного продукта в силу обладания знаниями; в качестве нерабовладельческой и, в то же время, не феодальной классовой структуры - специфическое сословно-кастовое, иерархическое членение социума с особым местом в нём колоссальной прослойки чиновничества, инженеров и учёных.[4, с 147]

Несмотря на некоторые общие черты культуры цивилизаций Древнего Востока (ранний переход к бронзе как основному материалу культуры (хотя ещё длительное время сохраняются и каменные орудия труда) и распространение рабовладения, существующего наряду с общинным крестьянством, противоборство государственно-храмового и общинно-частного секторов хозяйства и проч.) в этих культурах сохраняются различия, обусловившие три модели цивилизаций.

2. Модели культуры цивилизаций Древнего Востока

Первая модель культуры цивилизаций складывается в Месопотамии. Культуре Месопотамии предшествуют цивилизация Иерихона (6-е тысячелетие до н. э.), Точал-Киюка (6-5-е тысячелетия до н. э.). В 5-4-м тысячелетиях до н. э. возникает цивилизация в верхней Месопотамии. Первоначально государственность в этом районе возникает в предгорьях, и лишь позднее спускается в долины рек Тигра и Евфрата. В 4-3-м тысячелетиях до н. э. цивилизация охватывает и нижнее Двуречье - появляется Шумер.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 157
Бесплатно скачать Контрольная работа: Культура Востока