Контрольная работа: Личная безопасность человека

Содержание

Безопасная жизнедеятельность в новой эпохе

Мышление, направленное в будущее

Значение русского языка в культуре безопасности человека

Список литературы


Безопасная жизнедеятельность в новой эпохе

Люди считают естественным постоянный рост уровня жизни, комфорта и безопасности благодаря своему труду и активной деятельности общества по преобразованию окружающей среды. Наиболее общими критериями прогресса человечества принято считать степень овладения обществом стихийными силами природы и степень освобождения людей от социально-политического неравенства и духовной неразвитости.

Преобразующая жизнедеятельность, как правило, несет с собой возникновение новых опасностей, причем с увеличением размеров преобразований растут масштабы опасностей. Под жизнедеятельностью следует понимать длительную деятельность одного человека или суммарную деятельность многих людей (общества), если в итоге этой деятельности получается заметное целенаправленное преобразование окружающей среды.

В последние десятилетия ситуация на планете резко изменилась: опасности от жизнедеятельности человечества внезапно приобрели совершенно небывалый прежде глобальный характер. При этом в опасности находится не только человечество, но и окружающая среда, природа. Наступила новая фаза в развитии цивилизации, в которой первой и главной целью людей должно стать уже не столько удовлетворение непрерывно растущих материальных потребностей, как было всегда до сих пор, сколько всестороннее обеспечение безопасности своей жизнедеятельности.

Осознание мировым сообществом новой ситуации пришло после ряда последовательных научных открытий, сделанных в течение двух последних столетий. Эти открытия показали, что представления людей о необъятности и неистощимости окружающей их природы должны быть изменены.

Серьезным научным открытиям предшествовала теория английского ученого монаха Т. Мальтуса (XIX век) о том, что рост народонаселения Земли (по закону геометрической прогрессии) сильно отличается от роста производства продуктов питания (по закону арифметической прогрессии).

Следующим принципиальным шагом явилась идея единства и взаимозависимости всех эволюционных процессов, протекающих на Земле: геохимических и физических, развития живого вещества и развития человеческого общества. Эта система взглядов принадлежит В.И. Вернадскому, превратившему ее в развернутое учение в двадцатых годах XX века.

Идея единства и взаимозависимости повлекла за собой следующую: неизбежно наступит время, когда определять эволюционные процессы на нашей планете будет, прежде всего, человеческая жизнедеятельность. Определяющим началом при этом будет не стихия естественного развития, а разум человека. Достигнув определенной степени могущества, человеческое общество – с его разумом и мудростью – сделается основным гарантом безопасности дальнейшего развития биосферы. Таким образом, биосфера, по Вернадскому, станет ноосферой, т. е. сферой господства разума человека. В ноосфере люди должны принять на себя ответственность за дальнейший ход эволюции на Земле. Ее развитие должно стать «направляемым» жизнедеятельностью человека.

В 1945 году с очередным достижением науки и техники – созданием атомного оружия, человек достиг технологий геологического масштаба. Попадание таких технологий в руки людей, среди которых могут оказаться фанатики, означает возникновение небывалых угроз всему миру. Неожиданно оказалось, что это оружие представляет собой угрозу не только для противника, но и для всего человечества, для всей окружающей среды.

Исследования глобальной угрозы атомной войны, натолкнули учёных на открытие до тех пор неведомой, но аналогичной угрозы от возможного столкновения нашей планеты с крупным астероидом. Столкновение Земли с астероидом поперечником в 1 км эквивалентно по мощи одновременному взрыву арсеналов, накопленных всеми ядерными державами. Вероятность встречи с малым небесным телом опасных размеров (до 3 км в поперечнике) невелика – раз в десятки миллионов лет. Но из-за постоянно расширяющейся деятельности человека, появляются различные потенциально опасные объекты (типа АЭС), при разрушении (повреждении) которых возможно возникновение экологической катастрофы национального или даже континентального масштаба. А для этого достаточно столкновения с небесным телом значительно меньших размеров – поперечником только в сотни метров – вероятность чего значительно выше (раз в десятки тысяч лет).

В 70-х годах ХХ века американский профессор Дж. Форрестер применил математические методы к исследованию социальных и экономических процессов. Объектом его исследований стал процесс развития человеческой цивилизации, который он назвал «мировой динамикой». Его исследования показали, что с течением времени окружающая среда изменится таким образом, что человечество как биологический вид не сможет в ней существовать. То есть биосфера будет деградировать до тех пор, пока не исчезнет причина деградации – цивилизация, не сумевшая согласовать свой рост (и поведение) с возможностями окружающей среды. Согласно расчетам Форрестера катастрофа наступит в период 2025–2050 годов.

Дальнейшие расчеты с использованием до 70-ти определяющих параметров (вместо 5-ти у Форрестера) с учетом неравномерности развития различных регионов мира – подтвердили не только качественные выводы, но даже время возможной катастрофы.

Было установлено, что во избежание катастрофы человечество должно выработать и реализовать обязательные для всех государств и наций, понимаемые и разделяемые всеми жителями Земли, комплексные принципы «устойчивого развития» и нормы поведения. Именно эти принципы и нормы В наступающем XXI веке должны обеспечить реальную безопасность жизнедеятельности человечества.

Беспокойство общественности привело к созыву Конференции ООН по окружающей среде в Стокгольме в 1972 году. Впервые в истории мировое сообщество на самом высоком уровне признало наличие и остроту глобальных проблем, но за последующие 20 лет реальных сдвигов в улучшении окружающей среды в глобальном масштабе не произошло. Наоборот, была отмечена продолжающаяся её деградация, возникли новые глобальные угрозы: загрязнение территории «развивающихся стран», истощение озонового слоя атмосферы, потеря биоразнообразия, активная вырубка леса и опустынивание.

Конференция ООН-1992 (Рио-де-Жанейро) приняла Декларацию, в которой провозглашены обязательства государств по основным принципам достижения цивилизацией устойчивого развития. В Декларацию вошли 27 рекомендательных принципов. Главным из них является принцип упреждения, касающийся обеспечения безопасности жизнедеятельности. Следующая Конференция ООН-2002 в Йоханнесбурге не сумела преодолеть сопротивление развитых стран принятию конструктивных решений по выходу из глобального кризиса.

Таким образом, за 30 лет, прошедшие после Стокгольмской Конференции, не была достигнута ни одна из намеченных целей. Проделана огромная подготовительная работа. Новые угрозы выявлены, намечен путь борьбы с ними. Однако все усилия будут безрезультатны, если каждый человек, каждый житель Земли, не изменит своих целей и характера своей жизнедеятельности – не построит в своём сознании нового мировоззрения, соответствующего новой эпохе.

В истории развития человека уже имеется прецедент, когда был исчерпан потенциал развития, связанный с совершенствованием каменного оружия и образом жизни охотника. Уничтожение крупных копытных с помощью метательного оружия поставило наших предков на грань вымирания от голода. Борьба за ресурс сократила население планеты, вероятно, во много раз. Именно в это время исчезли многие претенденты на право называться предками человека. Остались только кроманьонцы, как пишет Н.Н. Моисеев: «может быть, даже не самые сильные, не самые умные, но обладавшие более совершенной нравственностью, т. е. системой нравов, а значит – и более дисциплинированные, более приспособленные для создания более совершенной общественной организации». Пройдя через страшный кризис, наши предки полностью перестроили свой образ жизни.

Мышление, направленное в будущее

В обществе, где прошлое плавно перетекает в настоящее и повторяет себя в будущем, самым разумным способом подготовки подрастающего поколения к жизни будет вооружение его навыками и умениями прошлого, потому что они-то и понадобятся ему в будущем.

Отец передавал сыну вместе со всевозможными практическими навыками и четко сформулированную, крайне традиционную систему ценностей. Знание приобреталось в семье, религиозных организациях и в процессе обучения ремеслу. Прошлый опыт составлял основу содержания обучения.

Технический век от всего этого не оставил камня на камне, потому что развивающейся промышленности нужен был человек нового типа. Она требовала таких умений и навыков, каких сама по себе ни семья, ни церковь не в состоянии были обеспечить. Она же ускорила и переворот в системе ценностей. Более того, она потребовала от человека нового чувства времени.

Возникла система образования, которая уже самой своей структурой воспроизводила новый мир. Школьник не просто узнавал факты, нужные ему впоследствии, он жил и знакомился с тем образом жизни, который в миниатюре повторял образ жизни, который ему предстояло вести в будущем. Школы постепенно и незаметно приучали к новой субъективной парадигме времени, ставшей столь необходимой в условиях развивающегося производства. Столкнувшись с невиданными прежде обстоятельствами, люди постепенно осваивались в настоящем. Центр внимания в образовании начал постепенно смещаться от прошлого к настоящему.

К концу XX века в полной мере проявилась фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех особенностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. «Можно сказать, – пишет в одной из своих последних работ А.Д. Урсул, – что в мире в целом сложилась такая ситуация, что именно от развития образования в будущем зависит судьба цивилизации». В докладах Римского клуба было отмечено, что традиционное образование, которое получают дети и молодежь, должным образом не отражает тот мир, в котором им приходится жить. Первоочередная задача образования – преодолеть отставание от запросов современной жизни, а это значит, что в подготовке учеников необходимо учитывать не только проблемы и потребности сегодняшнего дня, но и те, что проявятся в будущем.

Как решается этот вопрос? Рассмотрим разницу в подаче в современной школе материалов по пространству и времени. Каждому учащемуся любой школы помогают сориентироваться в пространстве через изучение географии. Ему показывают не только, где находится его город, регион или страна, но и пытаются объяснить, как расположена Земля в космическом пространстве относительно других планет солнечной системы и всей Вселенной.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 133
Бесплатно скачать Контрольная работа: Личная безопасность человека