Контрольная работа: Меры уголовно-процессуального принуждения

Введение

1. заключение под стражу.......................................................................................... 4

2. подписка о невыезде................................................................................................. 9

3. поручительство.......................................................................................................... 10

4. залог..................................................................................................................................... 12

5. наблюдение командования воинской части...................................... 14

6. принудительное помещение лица в мед. учреждение.................. 15

7. привод.................................................................................................................................. 19

8. отстранение от должности................................................................................ 20

9. наложение ареста на имущество................................................................. 21

10. Заключение................................................................................................................... 24

11. Список используемой литераТуры............................................................ 25

Введение

Уголовный процесс образует сферу широкого и интенсивного применения го­сударственного, принуждения. Должностные лица и органы государства, на которые возложено ведение уголовных дел, обращаются к гражданам с обязательными для них требованиями об изъятии доказательств, проводя обыски, выемки, освидетель­ствования, другие процессуальные действия, направленные на получение сведений о преступлении и совершивших его лицах.

В отношении обвиняемого в необходимых случаях применяются превентивные меры в виде ареста, избрания других мер пресечения, отстранения от должности, наложения ареста на имущество и др. Лица, нарушающие свои процессуальные обязанности, подвергаются ответственности в виде наложения штрафа (на перевод­чика, понятого). В некоторых случаях принуждение применяется с целью обеспе­чить более полное осуществление прав участников процесса. В отношении незаконных и необоснованных действий и актов должностных лиц (органов), ведущих судопроизводство, действует механизм принудительного аннулирования упомянутых актов в виде их отмены и изменения, прекращения де­ла, оправдания невиновного, возвращения дела на одну из предшествующих ста­дий, где было допущено нарушение.

Критерий отграничения процессуального принуждения от сферы свободного волеизъявления — не априорно принудительный характер тех или иных следствен­ных или судебных действий, а психическое отношение гражданина — субъекта уголовного судопроизводства — к возложенной на него обязанности в процессу­альном правоотношении с должностным лицом или органом, ответственным за уго­ловное дело. Одобряет гражданин возложение на него этой обязанности, восприни­мает ее как свой социальный долг — значит, нет принуждения. Если же он проти­вится исполнению этой обязанности, видит в ней чуждое ему обременение, испол­няет обязанность под воздействием психической угрозы или физической си­лы— значит, налицо принуждение. И.И. Логинов в связи с этим правильно заме­тил: «В зависимости от системы психологических мотивов одна и та же деятель­ность может переживаться как свобода или необходимость».

Применение мер принуждения, особенно связанных с ограничением свободы, допустимо только в случаях, прямо указанных в законе. Ни аналогия закона (права), ни распространительное толкование норм права к этим случаям неприменимы, так как положение личности не может быть ухудшено из-за пробелов в нормативном материале.

Незаконное процессуальное принуждение влечет уголовную ответственность (ст. 301 УК РФ — незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей, ст. 302 УК РФ — принуждение к даче показаний).

1. Заключение под стражу

Общие положения

Рассматриваемую меру пресечения называют по-разному: «содержание под стражей», «арест», «предварительный арест», «заключение под стражу». Послед­нее наименование, которое, кстати, употребляется в законе (ст. 96 УПК), наиболее удачно. «Содержание под стражей» — это, скорее всего, процесс реализации дан­ной меры пресечения. Термин «арест» отсутствует в главе VI УПК («Меры пресече­ния»), видимо, по причине его неоднозначности (арест известен также и админист­ративному, и уголовному праву в качестве вида наказания). Но в ст. 34 УПК разъяс­няется, что заключение под стражу и арест — синонимы.

Заключение под стражу — самая строгая мера пресечения, связанная с лише­нием человека свободы, необходимостью подчиняться суровым требованиям режи­ма в местах заключения и определенным правоограничениям. И все же заключение под стражу до сих пор остается одной из самых распространенных мер пресечения.

По данным статистики, доля арестованных в общем числе лиц, привлеченных к уголовной ответственности, составила: в 1983 г. — 48, в 1984 г. — 30, в 1985 г. — 30, в 1986 г. — 22, в 1987 г. — 17%, но затем число арестованных стало расти.

В последнее время заключение под стражу — распространенная мера пресече­ния, применяемая примерно к 1/3 обвиняемых (в странах Западной Европы содер­жатся под стражей 10 — 12% обвиняемых). В 1989 г. в России было 300 тыс. аресто­ванных, в 1993 г. — около 400 тыс., в 1994 г. — 400 тыс., в 1997 г. — 700 тыс., в 1998 г. — около 800 тыс.

Мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена в отно­шении обвиняемых (подозреваемых), которые могут быть приговорены к лишению свободы на срок более одного года. Но закон допускает исключения из этого прави­ла. В отношении несовершеннолетних арест может применяться лишь в виде ис­ключения.

Санкционирование и обжалование арестов

Надзор за законностью и обоснованностью арестов в стадии предварительного расследования осуществляет прокурор. После введения в действие ст. 22 Конституции РФ арест будет производиться по судебному решению. Указания об избрании, отмене и изменении данной меры пресечения прокурор дает письменно.

Перед санкционированием ареста прокурор обязан в необходимых случаях до­просить обвиняемого или подозреваемого, а несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого — во всех случаях. Закон не разъясняет, что надлежит пони­мать под «необходимыми случаями», поэтому взрослых обвиняемых и подозревае­мых прокуроры перед санкционированием ареста, как правило, не допрашивают.

Порядок санкционирования арестов и продления их сроков прокурорами имеет ряд недостатков. Решение о санкционировании ареста принимается единолично прокурором, отвечающим за состояние преступности в регионе и качество предва­рительного расследования, поэтому он в ряде случаев поддерживает следователя при принятии недостаточно обоснованных процессуальных решений.

Санкционировав не вполне обоснованный арест и поверив в правильность лишь одной версии, прокурор иногда не обнаруживает желания исправить свою ошибку и освободить арестованного. Причина — боязнь ответственности за неза­конный и необоснованный арест. Утвердив обвинительное заключение, прокурор еще больше связывает себя ранее принятым решением об аресте обвиняемого. Про­курор в суде будет любой ценой отстаивать обвинение, потому что оправдание под­судимого или даже только возвращение дела для дополнительного расследования свидетельствует о допущенной им ошибке.

При ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1998 г.) Россия сделала оговорку, что ст. 5 Конвенции, предусматривающая судебный порядок санкционирования арестов, пока применяться не будет. Судеб­ный порядок санкционирования арестов установлен Международным пактом о гражданских и политических правах, Европейской конвенцией о защите прав чело­века и основных свобод, которые в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются со­ставной частью российской правовой системы. Судебный порядок выдачи разре­шений на арест человека — достояние мировой правовой культуры, результат дли­тельного процесса развития цивилизации.

До вступления в силу ст. 22 Конституции РФ, допускающей аресты только по решению суда, упоминавшимся Законом РФ от 23 мая 1992 г. введен судебный конт­роль за законностью и обоснованностью ареста как меры пресечения, применяемой дознавателем или следователем и санкционируемой прокурором.

Дознаватель, следователь, прокурор обязаны представить в суд материалы, под­тверждающие законность и обоснованность ареста, необходимость продления его срока, а если считают нужным — то и свои объяснения по данному поводу.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 312
Бесплатно скачать Контрольная работа: Меры уголовно-процессуального принуждения