Контрольная работа: Методика проведения аудиторской проверки платежеспособности страховой компании
Актуальность. Капиталы российских страховщиков остаются недостаточными, несмотря на их активное увеличение страховыми компаниями в последние 2 года. Такое положение приводит к финансовой неустойчивости и недостаточной платежеспособности страховщиков, а также невозможности для них принимать к страхованию значительные по объему риски. Согласно данным департамента страхового надзора (ДСН) Минфина РФ, совокупный уставный капитал всех российских страховых организаций к концу первого полугодия 2002 года превысил 41 млрд. рублей. Таким образом, за первые шесть месяцев текущего года его прирост составил 50%.
Одним из важнейших условий организации страхового дела является контроль финансовой устойчивости страховщиков. Финансовая устойчивость страховой компании обеспечивается: размером оплаченного уставного капитала страховой компании; размерами страховых резервов; оптимальным портфелем размещения страховых резервов; системой перестрахования; обоснованностью страховых тарифов и другими факторами. Величина страховых резервов должна полностью покрывать суммы предстоящих выплат по действующим договорам. Размер предстоящих выплат определяется на основе тщательного анализа операций страховщика и трудоёмких математических расчётов. Чем точнее проведены эти расчёты, тем правильнее величина страховых резервов будет соответствовать будущим выплатам по страховым случаям. [1]
Платежеспособность страховой компании – это способность компании или частного лица оплачивать свои обязательства полностью и в срок без ликвидации фиксированных активов, например основного капитала; величина, на которую активы банка превышают его обязательства; способность страховщика своевременно и полностью выплачивать свои обязательства по заключённым договорам страхования. Она характеризует финансовую устойчивость страховой компании, прежде всего, величиной, на которую активы страховщика превышают его обязательства.
Имеется три основные причины, которые могут подорвать надёжность страховщиков: [3] а) недостаточная обоснованность страхового тарифа и как следствие недостаточный объём страхового фонда, что является результатом ненадёжных статистических данных и/или технической информации об объекте информации, либо непринятием мер в связи с ухудшением показателей убыточности страховой суммы; б) случайный, катастрофический рост числа претензий, возникших по договорам, которые по какой-либо причине не были перестрахованы; обычно такого рода случайности устраняются своевременным перестрахованием, а также формированием устойчивого страхового портфеля; в) убытки при размещении активов, ставшие результатом ошибочных решений по инвестиционной деятельности страховщика; могут быть сведены к минимуму диверсификацией инвестиционной деятельности.
Гарантией платёжеспособности страховщика является также величина оплаченного уставного капитала и наличие значительных собственных активов. Существуют различные методики оценки платёжеспособности страховой компании. Государственные органы надзора за страховой деятельностью осуществляют постоянный контроль за платёжеспособностью страховщиков, т.к. страхование выполняет важную общественную функцию. Формы и методы контроля определяются национальным законодательством. За рубежом, так же как и в РФ, существуют специализированные рейтинговые агентства, которые регулярно публикуют рейтинги страховых компаний, при определении которых учитываются показатели платёжеспособности. [5]
Цель данной работы – рассмотреть методику проведения аудиторской проверки платежеспособности страховой компании. В работе поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие и особенности страхового аудита; рассмотреть требования к уставному капиталу страховых компаний.
1. Понятие и особенности страхового аудита
Страховой аудит - комплексная проверка (экспертиза) результатов финансово-хозяйственной деятельности страховых компаний, включающая правовую, экономическую и бухгалтерскую оценку данных финансовых отчетов, представляемых для публикации (обнародования) или вышестоящим организациям.
Страховой аудит разделяется на внешний и внутренний:
· внешний - сопряжен с подтверждением отчетности страховых компаний, эмиссией ценных бумаг и валютных операций;
· внутренний - связан с выбором учетной политики, постановкой бухгалтерского учета, аудиторской частью деятельности страховых компаний и некоторыми вопросами лицензирования.
Все виды страхового аудита имеют общие признаки и проблемы. К ним относятся: обязательные проверки соответствия хозяйственных и финансовых операций страховых компаний и их отражение в учете и отчетности, так как финансово-хозяйственная деятельность страховых компаний связана со страховой деятельностью. При проведении внешнего аудита аудитор идет от отчетности к учету, от учета - к характеру финансово-хозяйственных операций страховых компаний. Применительно к внутреннему аудиту логика исследования следует в противоположном направлении: от исходных операций - к их отражению в учете и отчетности страховых компаний. [10]
В процессе аудита страховым организациям необходимо проверить полноту и достоверность сумм, включаемых в состав доходов страховщика (страховые премии по страхованию и перестрахованию, полученные комиссионные и брокерское вознаграждение, доходы от инвестиционной деятельности и иные доходы от страховой деятельности); обоснованность и целесообразность произведенных расходов (выплаты страхового возмещения и страховых сумм, уплаченные комиссионные и брокерские вознаграждения, расходы на ведение дела); правильность формирования страховых резервов, реальность выявленных и зафиксированных в отчетности финансовых результатов.
К числу особенностей страхового аудита следует отнести необходимость проверки правильности создания и использования резервов премий по страхованию жизни и технических резервов по иным видам страхования.
2. Требования к уставному капиталу страховых компаний
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 172-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации” и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации” страховые организации, созданные до вступления в силу указанного Федерального закона, обязаны сформировать свои уставные капиталы в соответствии с требованиями, установленными статьей 25 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 “Об организации страхового дела в Российской Федерации” (далее - Закон).
Согласно пункта 3 статьи 25 Закона страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного данным Законом минимального размера уставного капитала.
Минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 миллионам рублей, и соответствующих коэффициентов:
· для осуществления личного страхования (включая страхование жизни) - 60 млн. рублей;
· для осуществление личного страхования (без страхования жизни) и (или) имущественного страхования - 30 млн. рублей;
· для осуществления перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием - 120 млн. рублей.
До 1 июля 2004 года размер уставного капитала должен быть сформирован до одной трети установленного минимального размера уставного капитала.
По результатам предварительного анализа, проведенного Федеральной службой страхового надзора, по состоянию на 01 июня 2004 года размер уставного капитала не соответствует предъявляемым требованиям у 437 страховых организаций. Из них страховых организаций, осуществляющих:
· личное страхование (включая страхование жизни) - 6;
· личное страхование (без страхования жизни) и (или) имущественное страхование - 398, в том числе медицинское страхование - 251;
· перестрахование - 23;
· страхование в сочетании с перестрахованием - 10.
Кроме того, 367 страховых организаций имеют лицензии на страхование жизни и иные виды личного и имущественного страхования, оплаченный уставный капитал которых ниже 20 млн. рублей. У страховых организаций, не выполнивших указанного требования, орган страхового надзора с 1 июля 2004 года отзывает лицензии без предварительного предписания на основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона.
Напоминаем, что в соответствии с пунктом 10 статьи 32 Закона, об изменениях, внесенных в учредительные документы до 01 июля 2004 года, страховщики обязаны сообщить в орган страхового надзора в течение 30 дней со дня внесения этих изменений в установленном порядке, в том числе согласно пункту 6 указанной статьи.
Страховщикам, до настоящего времени не представившим документы, подтверждающие оплату уставного капитала, необходимо представить соответствующие документы, в том числе:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--