Контрольная работа: Методы исследования эмоциональной сферы школьников
Введение
1. Психодиагностические методы и методики
2. Комплекс методик для исследования эмоциональной сферы школьников
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время активно развивается личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании детей в образовательном учреждении, обсуждаются его основные принципы и пути реализации. Одним из существенных принципов такого подхода является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Для этого педагогам, ежедневно общающимся со школьниками и оказывающим существенное влияние на формирование их личности, необходимо иметь в своем арсенале диагностические «инструменты», позволяющие глубже понять душу ребенка, его эмоциональное состояние, его актуальные и потенциальные возможности. Только имея точную информацию, педагог сможет осознанно и целенаправленно спланировать и реализовать процесс воспитания и развития, максимально подходящий к каждому ребенку. Поэтому необходимо подобрать комплекс диагностических методик.
Однако нельзя забывать, что на формирование личности ребенка, его развитие оказывают влияние не только методы, используемые педагогом, какими бы прогрессивными и эффективными они не были, но и сама личность педагога.
Цель данной работы – подобрать и обосновать комплекс методик для изучения эмоциональной сферы у глухих (слабослышащих) и школьников со слухом в норме.
Задачи:
1. исследование различных диагностических методик;
2. выявление необходимого материала;
3. обоснование данного комплекса диагностики.
1. Психодиагностические методы и методики
Применение психодиагностических методик в практике работы с детьми школьного возраста может оказать неоценимую помощь в выявлении и учете индивидуальных особенностей детей в процессе их обучения и воспитания.
Диагностические методы дают возможность при помощи относительно кратких испытаний определить сравнительный уровень умственного развития ребенка, то есть его соответствие некоторому среднему уровню, установленному для детей данной возрастной группы, или отклонение от этого среднего уровня в ту или иную сторону.
Отечественная детская психология исходит из тесной взаимосвязи обучения и умственного развития. При этом обучение играет ведущую роль в психическом развитии.
Диагностика умственного развития должна определить реальный уровень достижений ребенка, так как без этого невозможно оценить подлинную эффективность различных педагогических систем, методов и приемов, применяемых на практике.
Применение диагностических методик необходимо также для изучения закономерностей формирования различных психических качеств и способностей.
В основе диагностики детей лежит понимание познавательных психических процессов как ориентировочных действий, направленных на обследование предметов и явлений, выяснение и запечатление их свойств и отношений. Это положение было выдвинуто и экспериментально обоснованно А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, В.В. Холмской и др.
Существуют определенные правила тестирования
1. Прежде чем приступить к тестированию, педагог должен тщательно ознакомиться с методикой испытания, т.к. иногда очень незначительные затруднения, испытываемые педагогом в момент испытания и замеченные ребенком способны исказить результаты.
2. Формулировка вопроса, продолжительность времени для ответа должны быть одинаковы для всех испытуемых.
3. Перед тестированием объяснить ребенку, что от него требуется, убедиться, что он понимает задачу.
4. Если педагог видит, что ребенок не дает ответа и это не зависит от смущения или непонимания вопроса, то надо остановиться и перейти к следующему тесту.
5. Испытание проходит в естественной для ребенка обстановке, т. е. у него не должно быть боязни, недоверия, подавленности. Педагог - спокоен, ровен, выдержан, не дает никаких порицаний за неудачные ответы.
6. Педагог учитывает, что отдельные стороны интеллектуальной деятельности у различных детей бывают неодинаково развиты. Тесты не должны применяться механически. Они требуют учета всех обстоятельств, обнаружившихся в испытаниях. Результаты зависят от индивидуальных особенностей детей.
7. В том случае, когда ребенок с легкостью выполняет задания своего возраста, предлагайте ему тесты следующего возраста.
8. Если большая часть тестов выполнена ребенком, он соответствует уровню развития для данного возраста. Но педагог должен обратить внимание на то, какие психофизические факторы у ребенка развиты меньше, и направить свои усилия на их развитие. Если же большая часть тестов не выполнена или выполнена с ошибками - это сигнал тревоги: мало внимания уделяется развитию умственных способностей ребенка[1] .
Только при соблюдении всех этих правил возможна диагностика детей.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--