Контрольная работа: Методы научных исследований
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение профессионального высшего образования
Тихоокеанский государственный университет
Кафедра "Социально-культурный сервис и туризм"
Контрольная работа № 1
по дисциплине «Методы научных исследований»
Выполнила: студентка группы СКС ЗУО
Фатеева Е.Н.
Руководитель работы:
Теличева Е.Г.
Хабаровск – 2006
План
Введение 2
Логика процесса исследования: 4
1 Методический замысел исследования и его основные этапы; 4
2 Формулировка гипотезы; 6
3 Структура и содержание этапов исследовательского процесса. 13
Заключение 22
Список используемой литературы 23
Введение
Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы - устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования. Основные методы научного исследования в психологии - наблюдение и эксперимент.
Наблюдение. Это систематическое, целенаправленное прослеживание проявлений психики человека в определенных условиях. Научное наблюдение требует постановки четкой цели и планирования. Заранее определяется, какие именно психические процессы и явления будут интересовать наблюдателя, по каким внешним проявлениям их можно прослеживать, в каких условиях будет происходить наблюдение и как предполагается фиксировать его результаты.
Особенность наблюдения в психологии состоит в том, что непосредственно видеть и фиксировать можно только факты, относящиеся к внешнему поведению (движения, словесные высказывания и т. д.). Психолога же вызывающие их психические процессы и явления. Поэтому правильность результатов наблюдения зависит не только от точности регистрации фактов поведения, но и от их истолкования - определения психологического смысла. Наблюдение обычно применяется, когда необходимо получить первоначальное преставление о какой-либо стороне поведения, выдвинуть предположения о ее психологических причинах. Проверка этих предположений чаще всего осуществляется при помощи психологического эксперимента.
Психологическое наблюдение должно быть целенаправленным: наблюдатель должен отчетливо представлять и понимать, что он собирается наблюдать и для чего наблюдать, иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных, второстепенных фактов. Наблюдение следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Поэтому психологическое наблюдение, как правило, требует более или менее продолжительного времени. Чем дольше наблюдение, тем больше фактов может накопить наблюдатель, тем легче будет ему типичное от случайного, тем глубже и надежнее будут его выводы.
Эксперимент в психологии состоит в том, что ученый(экспериментатор) намеренно создает и видоизменяет условия, в которых действует изучаемый человек (испытуемый), ставит перед ним определенные задачи и по тому, как они решаются, судит о возникающих при этом процессах и явлениях. Проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них. В психологии применяют два основных типа эксперимента: лабораторный и естественный .
Логика процесса исследования
Методический замысел исследования и его основные этапы.
Замысел исследования — это основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы.
В замысле исследования выстраиваются в логический порядок:
· цель, задачи, гипотеза исследования;
· критерии, показатели развития конкретного явления соотносятся с конкретными методами исследования;
· определяется последовательность применения этих методов, порядок управления ходом эксперимента, порядок регистрации, накопления и обобщения экспериментального материала.
Замысел исследования определяет и его этапы. Обычно исследование состоит их трех основных этапов.
Первый этап работы включает в себя:
— выбор проблемы и темы;
— определение объекта и предмета, целей и задач;
— разработку гипотезы исследования.
Второй этап работы содержит:
— выбор методов и разработку методики исследования;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--