Контрольная работа: Методы сбора и поиска информации, применяемые в современной этнологии
План
Введение
1. Типы сбора информации
2. Методы этнографического исследования
2.1 Полевая этнография
2.2 Наблюдение
2.3 Опрос
2.4 Анкетирование
2.5 Интервью
2.6 Метод пережитков
2.7 Структурно-функциональный метод
2.8 Сравнительно-исторический метод
2.9 Типологический
2.10 Компонентный анализ
Заключение
Список литературы
Введение
Ведущим методом сбора этнографических данных является метод непосредственного наблюдения. Однако, учитывая принадлежность этнографии к историческим наукам, этнографическим источником могут быть как полевые (экспедиционные) материалы, так и факты, собранные смежными гуманитарными и общественными науками.
Наиболее полные и ценные этнографические материалы были добыты методом экспедиционного исследования, который получил название стационарного. Он связан с длительным пребыванием и вживанием в исследуемую этническую среду. Причем срок стационарной работы должен быть этнографический год, который выдающимся советским этнографом В.Г.Богоразом определяется на два-три месяца больше, чем календарный год. Увеличение срока работы на два-три месяца приходится на период первичного знакомства и адаптацию к новым условиям. После чего этнограф наблюдает этнической общности или её части во все временные периоды годичного цикла.
На практике выделяют следующие методы изучения этнографии: полевая этнография, опрос, наблюдение, анкетирование, интервью, метод пережитков, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, типологический и компонентный.
1. Типы сбора информации
Существует два основных метода этнографических наблюдений:
1) Стационарный, дающий возможность сблизиться с населением, изучить его язык и глубоко исследовать особенности его культуры и быта. При этом методе необходимо внимательно выбрать район наблюдения в этнографическом отношении наиболее интересный и мало изученный и дать исчерпывающее описание намеченных объектов исследования. Стационарный метод даст возможность заняться такими важнейшими темами, имеющими большое значение для советской этнографии, как монографическое исследование колхоза или промысловой артели, их хозяйства, общественной, жизни, быта. Таким же исключительно важным вопросом является этнографическое исследование культуры и быта рабочих отдельных фабрик, заводов, приисков, лесоразработок и т. д.,
2) Маршрутный метод применяется при изучении явления на большой территории и сравнительно с первым мало эффективен для исследования общественных отношений. При маршрутном методе работы нужно наметить I—2 темы, наиболее характерные и интересные для данного района и, сосредоточив на них свое внимание, исследовать сплошь все разновидности этого явления на значительной территории. Если в работе участвует несколько человек, можно наметить несколько тем.
Перед полевой работой нужно ознакомиться с основной этнографической литературой по данному району и по тем вопросам, которые намечаются для исследования, затем составить план работы и маршрут. При этом желательно составить также детальный вопросник на основании прочитанной этнографической литературы и при консультации специалиста по изучаемой теме, чтобы не упустить ничего важного и исследовать тему возможно полнее. Необходимым условием успешной работы этнографа-исследователя является его сближение с населением. Легче всего этого можно достичь, включившись в повседневную жизнь и работу местного населения. Приезжий исследователь, который ведет себя в колхозе в страдную пору полевых работ как посторонний наблюдатель, отвлекающий от дела колхозников своими расспросами, не завоюет себе доверия и уважения населения. Исследование района надо начинать с областного или районного центра. Желательно, чтобы этнограф сам непосредственно наблюдал изучаемое явление, напр., изучая охоту, знакомился с местными охотниками, ходил вместе с ними на охоту; или, наблюдая весенний лов рыбы, подробно описывал его, а затем устанавливал уже путем расспросов особенности и отличие летнего и зимнего лова. Получаемые сведения нужно проверять расспросом нескольких лиц, записывать рассказ каждого лица, а затем записать отдельно установленный факт. Наблюдая какую-либо сторону современного быта колхоза, нужно расспрашивать также стариков, каковым было это явление в прошлом, какие происходили изменения в разное время. Так, при изучении обряда народной свадьбы, где он еще сохранился, желательно, чтобы исследователь сам побывал на нескольких свадьбах, путем расспросов уяснил смысл и значение всех деталей обряда, роль отдельных участников, содержание песен, особенности свадебной одежды, убранства праздничного стола и кушаний, а также отметил со слов стариков, как этот обряд справлялся в прежнее время, как к нему готовились, кто не имел права на нем присутствовать.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--