Контрольная работа: Модель авторской экскурсии "Вокзалы Санкт-Петербурга"
1. Введение.. 3
2. Краткая характеристика объектов показа.. 4
3. Описание объекта - Варшавский вокзал.. 8
4. Заключение.. 12
5. Список литературы... 13
1. Введение
Экскурсия для участников представляет собой прежде всего интеллектуальное удовольствие, а для экскурсовода – это сложный творческий процесс, требующий незаурядных знаний и умений педагога, владения навыками коммуникации.
Тема авторской экскурсии – Железнодорожные вокзалы Санкт-Петербурга».
В качестве объектов своей авторской экскурсии я выбрала железнодорожные вокзалы Санкт-Петербурга, так как они являются неотъемлемой частью жизни города, его истории и культуры. Кроме того, вокзалы довольно редко являются объектами внимания экскурсоводов, хотя для многих туристов именно с вокзала начинается процесс знакомства с городом, страной.
Цель экскурсии - показать современные сооружения петербургских вокзалов, которые представляют собой замечательные архитектурные и инженерные сооружения, являются важнейшим элементом инфраструктуры города, его истории и культуры.
Аудитория – старшие школьники и студенты.
Библиография экскурсии включает следующие книги, пособия и материалы: Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. – 5- изд. – М.: Советский спорт, 2004. - 216 с.; Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Культура и быт: Пособие по истории города с заданиями и тестами. – 5-е изд. - СПб.:КОРОНА принт, 2005. – 384 с.; Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. (Серия «Туризм и сервис») – М.: ИКЦ «МарТ». Ростов на Дону, 2005. - 272 с.; Железнодорожный транспорт: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.- 559 с.; История железнодорожного транспорта России. Т.1, 2. – СПб., 1994, 1997; Фролов А.И. Вокзалы Санкт-Петербурга. – СПб.: Изд-во «Глагол», 2003. – 128 с.; материалы сайта: http://we.tkspb.ru/main.htm - развлекательно-торговый комплекс «Варшавский экспресс».
2. Краткая характеристика объектов показа
Объекты показа : Витебский вокзал, Московский вокзал, Варшавский вокзал, Балтийский вокзал, Финляндский вокзал, Ладожский вокзал.
История первой железной дороги России связана с Санкт-Петербургом. Она началась в 1835 году, когда австрийский профессор и предприниматель Ф.Герстнер направил Николаю I докладную записку «О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское село и Павловск», где доказывал, что железная дорога является полезным предприятием для здоровья жителей столицы, «имеющих нужду в отдыхе».[1]
30 октября 1837 состоялось торжественное открытие первой в России общественной железной дороги. В этом же году вблизи пересечения Загородного проспекта с Введенским каналом было построено одноэтажное деревянное здание первого в стране железнодорожного вокзала - Царскосельского (Витебского).
Нынешнее здание вокзала возведено в 1904 году (архитекторы С.А.Бржозовский, С.И.Минаш). Царскосельский вокзал стал одним из первых общественных зданий города, возведенный в стиле модерн.
Здание Витебского (бывшего Царскосельского) вокзала уникально: в мире найдется очень немного сооружений, устроенных так, чтобы поезда прибывали к перронам, расположенным на втором этаже. Такое необычное инженерное решение было применено строительной компанией «Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги» в 1904 году из-за местоположения нового Царскосельского (ныне Витебского) вокзала. Инженеры придумали все путевое развитие спроектировать на насыпях, чтобы «развести» его с набережными канала и Боровой улицей.
У Витебского вокзала есть и еще одно принципиальное отличие. Он был императорским, потому что именно с него начиналось путешествие в Царское село - главную официальную летнюю резиденцию императорского двора. Этим статусом в большой степени определены и великолепные интерьеры вокзала - три зала ожидания для пассажиров и отдельно Императорский павильон, где могли отдохнуть члены царской фамилии и двора.
Историческая значимость ощущается уже при входе, где в перспективе главной лестницы на высоком пьедестале из красного порфира находится бюст Николая I, мраморные доски и живописное панно.
Николаевский (Московский) вокзал (1847-1851 гг.). Вокзал расположен по адресу: площадь Восстания, д.2.
На первой магистральной российской железной дороге Санкт-Петербург - Москва было 34 станции и 2 вокзала. Оба вокзала - Московский в Петербурге и Петербургский в Москве - возводились по проекту Константина Андреевича Тона, известного архитектора, уже построившего к тому времени Екатерининскую церковь у Обводного канала в Санкт-Петербурге, комплекс Большого Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя в Москве. Департамент железных дорог предложил архитектору предварительный план сооружений, на основе которого он и начал в 1843 году работу над проектом. Согласно замыслу архитектора вокзалы сооружались по единому проекту. В результате в обеих столицах появились одинаковые двухэтажные здания в ренессансном стиле с круглыми декоративными колоннами, высокими венецианскими окнами и строгой часовой башней в центральной части.
Варшавский вокзал - Варшавский вокзал явился третьим в Петербурге - после деревянного Витебского (1837г.) и Московского (1851г.) вокзалов. Его строительство было осуществлено в несколько этапов на протяжении 1850- начала 1860-х годов. В 1853 году, к открытию постоянного движения на участке Петербург - Гатчина, по проекту К.А.Скражинского по обеим сторонам путей, параллельно им, построили два корпуса, пространство между которыми, занятое «путевым двором», было перекрыто кровлей. Третий, главный корпус Варшавского вокзала был обращен к Обводному каналу. Варшавский вокзал с 2003 года стал историей и музеем.
Петергофский (ныне Балтийский) вокзал появился в связи со строительством железной дороги до Петергофа, начатым в 1853 году. Здание вокзала (1855-1857 гг.), возведенное по проекту профессора архитектуры А.Кракау имеет два боковых двухэтажных флигеля с ризалитами. В левом флигеле располагались царские апартаменты, в правом - служебные. Кракау возвел здание Балтийского вокзала в стиле ренессанс, очень модного в то время. Архитектор взял за основу наружную часть здания Восточного вокзала в Париже, но изменил форму кровли под шатром, сделав ее двухскатной.
Именно с Балтийским вокзалом связано появление первой электрички.
К 300-летнему юбилею города вокзал полностью отреставрирован, его открытие стало праздником для тысяч горожан, которые выезжают с этого вокзала в Петергоф, полюбоваться знаменитыми фонтанами.
Финляндский вокзал (пл. Ленина, 5) – самый молодой из пяти вышеперечисленных вокзалов. Но и его история насчитывает более ста лет. 11 сентября 1870 года - официальный день открытия всего станционного комплекса зданий и сооружений «Санкт-Петербург – Финляндский». Его строительство связано с вводом первого участка железной дороги протяженностью 120 верст, соединившего Санкт-Петербург с Финляндией. Всего на этом участке было построено 32 станции.
Здание Финляндского вокзала построено по проекту архитектора П.С. Кулинского, а интерьеры вокзала отделаны по проектам финских инженеров В. Вестлинж и П. Дегенера.
В годы Великой Отечественной войны Финляндский вокзал был единственным работающим вокзалом в блокадном Ленинграде. Отсюда начиналась знаменитая Дорога жизни. Об этом напоминает мемориальный столб № 1, установленный на перроне вокзала. Отсюда эвакуировались дети блокадного Ленинграда, сюда с Большой земли поступало продовольствие, горючее, вооружение. 7 февраля 1943 года в 10:00 на Финляндский вокзал пришел первый после прорыва блокады поезд из Челябинска, который открыл постоянное и регулярное сообщение с Ленинградом.
В 1965 году по проекту архитекторов П.А. Ашастина, А.В. Баранова и Я.Н. Лунина началось строительство нового здания вокзала, которое завершилось в 1969 году. Его высота - 8 метров. Над зданием вокзала расположена башня со шпилем высотой 13 метров. На фасаде установлены бронзовые барельефы, напоминающие о встрече Ленина с солдатами и матросами Петрограда в апреле 1917 года. На перроне вокзала 20 апреля 1961 года установлен паровоз старой конструкции № 293.
К 1980 году со стороны Финского переулка был построен второй фасад, в центре которого оставлен фрагмент старого вокзала. В 1994 году произведена реконструкция кассового зала «Экспресс-2», и установлено современное оборудование для продажи железнодорожных билетов.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--